logo
Информационное продвижение российских экономических проектов в Турции

1.2 Общая характеристика российских экономических проектов в информационном пространстве зарубежья

Первым внешнеполитическим актом ВНСТ стало предложение к РСФСР установить отношения. После подписания 16 марта 1921 -- Договора о дружбе и братстве между РСФСР и Турцией начались поставки оружия и предоставление безвозмездной помощи в объеме 10 млн. руб. золотом.

В 1934 СССР предоставил Турции беспроцентный кредит на 20 лет, оплата по которому производилась турецкими товарами, на развитие текстильной промышленности. В середине 30-х годов XX в. были открыты первые текстильные фабрики в Кайсери и Назилли, что позволило Турции отказывается от импорта хлопчатобумажных тканей, составлявшего основную статью внешних выплат страны. С этого же времени, в результате охлаждения отношений, между двумя странами велась лишь вялотекущая торговля.

Изменение начались во второй половине 60-х годов: 25 марта 1967 в Москве подписано межправительственное соглашение о строительстве ряда промышленных объектов на территории Турции. Это:

1. Металлургический комбинат в Искендеруне (вступил в строй в 1977 году);

2. Алюминиевый комбинат в Сейдишехире (введен в строй в 1977 году);

3. Производство серной кислоты в Бандырме (введен в строй в 1972 году);

4. Нефтеперерабатывающий завод в Али-ага (вступил в строй в 1972);

5. Завод древесно-волокнистых плит в Артвине введен в строй в 1975);

Хлопкопрядильная фабрика в Газиантепе (введена в строй в 1973).

Рост товарооборота в 1965-1975 годах вырос втрое - до 95,3 млн.руб.

В 1967 году подписано соглашение о том, что все платежи по кредитам Турция может погашать своими товарами, в 1972 году - соглашение “О сотрудничестве в расширении металлургического завода в Искендеруне”, в 1973 - “О строительстве плотины и водохранилища на р.Ахурян (Арпачай)”, в 1975 - “О дальнейшем развитии экономического и технического сотрудничества”, предусматривавшее увеличение мощности заводов в Искендеруне, Сейдишехире, содействие в строительстве в Турции двух ТЭС в Орханели и Чане.

В 1974 году - Банк для внешней торговли СССР предоставил кредит на строительство нефтепровода Киркук-Искендерун.

В 1976 году начала работать Смешанная межправительственная советско-турецкая комиссия по экономическому сотрудничеству (позже - еще и Советско-турецкий комитет делового сотрудничества).

С 1983 года все платежи стали проводиться в свободно конвертируемой валюте (до этого взаиморасчеты осуществлялись по бартеру).

В 1984 году подписано Соглашение о поставках природного газа, предусматривающее встречные поставки товаров, а потом и услуг, и с этого периода в СССР начинают работать турецкие строительные компании: первый подряд в 1988 г. получила компания "Энка" - на реставрацию здания Петровского пассажа в Москве.

За период 1989-2008 годы турецкие строители сдали 1054 объекта, объем строительных работ, выполненных ими, превысил 24 млрд. долл. США.

Последовало подписание еще целого ряда соглашений: Соглашение и приграничной и прибрежной торговле (1989), Соглашение о взаимном поощрении и защите капиталовложения (1990), Соглашение о предотвращении двойного налогообложения (1991). За 1988-1990 годы объем советско-турецкой торговли вырос в три раза.

В 1989 году создано первое совместное предприятие - Трансбосфор, занимавшееся обслуживанием советских судов в Сьамбуле.

В 1990 и 1991годах советский ВЭБ и турецкий Эксимбанк полписали соглашения о предоставлении СССР кредита приобретение товаров народного потребления из Турции на сумму 500 млн. долл.

В марте 1991 года состоялся визит президента Т.Озала в СССР, в ходе которого было подписано Соглашение о торговом, экономическом и научно-техническом сотрудничестве (то есть, уже более комплексное) сроком на 10 лет.

В 1997 году подписано соглашение о строительстве газопровода “Голубой поток”, предусматривавшее поставки российского природного газа в объеме 16 млрд м3 в течение 20 лет, начиная с 2001 г. Сегодня Турция - третий потребитель российского газа после Германии и Италии (20 млрд м3).

Позиция Турции в системе мировых хозяйственных связей характеризуется сравнительно высокой степенью открытости ее экономики для иностранного капитала, активными торгово-экономическими и финансовыми связями с ЕС, США и странами-соседями, включая Россию. Весьма существенное влияние на ход развития страны оказывает ее роль нетто-импортера материальных ценностей (за последние 10 лет суммарное превышение импорта над экспортом составило 200 ) и нетто получателя заемных валютных средств (внешний долг увеличился за 10 лет с 60 до 165,3 ). Ограниченность собственных валютных ресурсов, перекосы в макроэкономике, неустойчивость банковской и финансовой систем вместе с указанными выше факторами поддерживают состояние зависимости и сверхчувствительности экономики к перепадам мировой финансовой конъюнктуры и политическим коллизиям в стране и регионе, а инвестиционный и редпринимательский рейтинги до самого последнего времени определяли как рискованные.Турция является членом ряда международных экономических организаций, таких как Всемирная торговая организация, Организация экономического сотрудничества и развития.

В настоящее время Турция ведёт с Евросоюзом переговоры о членстве в этой организации.Еще в начале 60-х годов 20 века Турция подписала с предшественником ЕС -- Европейским экономическим сообществом -- договор, в котором признавалось право страны вступить в данную организацию. В 1978--1979гг. Турция получила приглашение вступить в ЕЭС вместе с Грецией,но отказалась. Переговоры о вступлении продолжились лишь в 1983 году, так как после военного переворота 1980г. руководство Союза прекратило отношения с Анкарой. И все же, на саммите 1997г. ЕС не признал Турцию кандидатом на вступление в ЕС. Такую возможность она получила лишь в 2000г. при условии, проведения реформ законодательства о защите прав человека.

Такая программа реформ была утверждена парламентом Турции в августе 2002г., и в октябре 2004г. Еврокомиссия рекомендовала начать переговоры о вступлении Турции в ЕС.Турецко-европейские отношения несколько осложнены непримиримой позицией Турции в отношении Кипра, который вступил в Евросоюз в мае 2004г.. Как известно, в 1974г. Турция оккупировала северную часть острова, и с тех пор её правительство не признает легитимность правительства южной греческой половины.Со своей стороны Турция даст возможность расширения внутреннего рынка стран ЕС и предоставит рабочую силу европейским компаниям, страдающим от стремительного старения коренного населения.К 2014г., по данным ВВС, четверть населения Турции окажется моложе 14 лет. Ретроспективный анализ экономики Турции заставляет вспомнить о хозяйстве, сотрясаемом бесконечными кризисами. Анализ перспектив позволяет говорить о возможном новом периоде развития, своего рода скачке. Турция, как ни одна другая страна, часто прибегала к помощи МВФ, и задолжала этой организации весьма солидную сумму. Путь экономического развития этого государства характеризуется резкими конъюнктурными колебаниями, высокой инфляцией и тратами на обслуживание государственной задолженности.

Турция занимает последнее, тринадцатое, место среди государств, вступивших или готовящихся к вступлению в Европейский союз. Проводя сравнение с теми странами, которые уже вступили, или находятся на завершающей стадии вступления в Союз, можно отметить, что положение Турции весьма слабое. Так, проводя сравнение по показателю среднего дохода на душу населения видно, что у Кипра этот показатель составляет 80% от среднего уровня ЕС, у Польши - 40%, а у Турции всего 22%. Она отстает также от Болгарии и Румынии, у которых доход на душу населения от среднего уровня ЕС составляет 28% и 25% (соответственно).С экономической точки зрения Турции сложно рассчитывать на то, чтобы стать членом ЕС, пока имеет место выраженная неравномерность в развитии регионов страны - районы на западе страны в десять раз богаче восточных.

В совершенствовании нуждается также и система образования. Малоэффективное сельское хозяйство может решить проблему трудоустройства более половины работоспособного населения страны настоящее время Турция является важным торгово- экономическим партнером для стран Евросоюза, большинства стран СНГ, США, стран арабского мира и др. Импортируя в основном сырьевые товары, полуфабрикаты, энергоносители, а также машинно- техническую продукцию Турция хорошо зарекомендовала себя как поставщик текстиля, одежды, продовольствия, бытовой техники, электроники, стройматериалов, автомобилей и комплектующих, продукции черной и цветной металлургии, химпродуктов и пластмасс, а также услуг в сфере подрядного строительства и туризма.

Основными внешнеторговыми партнерами Турции являются:

- По экспорту (данные 2005г.):

1.Германия 15,8%

2. США 8,0%

3. Великобритания 7,8%

4. Италия 6,8%

5. Франция 6%

- По импорту (данные 2005г.):

1.Германия 13,6%

2. Италия 7,9%

3. Россия 7,8%

5. Франция 6%

За последние годы в турецком экспорте доля стран - участниц ОЭСР, не входящих в указанную европейскую группировку, - возросла, а государств - членов ЕС напротив, сократилась. В числе импортеров турецких товаров увеличилась доля государств СНГ. Возрос импорт турецких товаров в США, Великобританию, Францию и Италию. Напротив, Германия, Нидерланды и Испания сократили свое участие в экспорте Турции. Сократилась и роль стран ОЭСР во внешней торговле этой страны. Доля Великобритании, Японии, Германии, США, Франции и Нидерландов сократилась, а Италии и России - выросла.

В 2005 году российско-турецкий товарооборот достиг рекордго за все годы показателя -- почти 15 млрд. долларов. По прогнозам в 2008 году он может достигнуть 25 млрд. долларов.Основная составляющая российского экспорта приходится на топливно-энергетические товары (более 62 %). Затем следуют металлоизделия (28,1 %), химтовары (4 %), древесина и целлюлозно-бумажная продукция (2,4 %), сельхозтовары (1,6 %). В Турцию поступает российский газ по трубопроводу, проложенному по дну Чёрного моря.В импорте из Турции преобладают текстиль и текстильные изделия, машины и транспортные средства, продукция химической промышленности и продовольственные товары. В последние годы активизировалось участие турецких компаний в строительстве различных объектов в России. В России в настоящее время работает более 150 турецких строительных фирм. С конца 1980-х годов турецкими фирмами построено в России около 800 объектов.В 1984 году Турция и СССР подписали первое Соглашение о поставках природного газа, которое предусматривало также встречные поставки товаров из Турции. Вскоре после этого началась первая волна трудовой миграции турок в Союз (1987 - 1989 гг.).Сначала в Россию приехали сотрудники крупных турецких компаний, занимавшиеся государственными поставками и подрядами. В начале 90-х гг. российский рынок стали осваивать и более мелкие фирмы. Сегодня только в Москве работает около 400 крупных, средних и малых предприятий с турецким капиталом.

Турецкие строители впервые приехали в столицу России по линии Соглашения о поставках газа. В 1988 г. турецкая фирма "Энка"начала реставрацию Петровского пассажа. Турецкие строители строили комплекс зданий московской мэрии на Тверской, реконструировали здание Государственной думы и ГУМ. К 2001 году суммарный объем строительных контрактов турецких фирм в Москве достиг 10 млрд.долл.

Сейчас турецкие компании все чаще строят на собственные средства, а не на привлеченные.Турецкие фирмы занимают важное место по объему инвестиций в экономику России. Турецкая "Anadolu" вложила свои средства в проект "Пивоварня Москва-Эфес". Столичные фирмы "Мосэнка" и "Рамэнка созданы турецкой "Энка". "Anadolu" строит в Москве офисные здания, а «Энка», созданная на паях с турецкими компаниями "Migros" и "Ram Foreign Trade Company", является владельцем сети гипермаркетов "Рамстор".Соотношение российских и турецких рабочих в турецких фирмах на сегодняшний день составляет в среднем 50% на 50%". В ряде турецких строительных фирм россияне уже составляют большинство. Хорошо налажены туристические контакты между Россией и Турцией. Ежегодно в Турции отдыхает более 1 млн. граждан России. Россияне стали постоянными клиентами на популярных турецких курортах, особенно в Анталии и Кемере.

Значительная часть (25% ) туристического рынка России по турецкому направлению принадлежит работающим в Москве турецким туристические агентствам и операторам. Таким образом, каждый четвертый россиянин, выезжающий на отдых в Турцию, приобретает путевку у турецкой фирмы. Турецкими фирмами контролируется и большая часть египетского туристического рынка в Москве.Туристический рынок характеризуется весьма жесткой конкуренцией. Первостепенной задачей всех турецких туристических агентств и операторов в Москве является, прежде всего, выживание на рынке. Ряд фирм использует собственные самолеты, другие - арендуют некоторое количество мест. Многими участниками рынка используется демпинг цен на авиабилеты. Но в принципе Турция на российском туристическом рынке работает успешно.

Товары из Турции вновь завоевывают прочные позиции на российском рынке, их качество заметно улучшилось. Турецкие товары все чаще представляются на выставках в нашей стране и интерес к ним со стороны российских компаний растет. Меняется постепенно стереотип у населения о качестве товаров из этой страны.Одним из популярных торговых направлений среди турецких товаров является производство домашнего текстиля. У Турции есть одно очень важное преимущество перед остальными странами, которые производят ткани, - собственное сырье - хлопок, что весьма благотворно сказывается как на качестве и разнообразии продукции, так и на ценах. В целом продукция крупнейших турецких текстильных фабрик ориентирована на внешний рынок, прежде всего на страны Западной Европы и Северной Америки. Пользуется спросом турецкий текстиль и в России - по оценкам статистики - экспорт изделий домашнего текстиля из Турции составляет около 30 млн.долл. в год.

В декабре 2005 года состоялся визит в Турцию президента РФ В.В. Путина, в ходе которого был подписан меморандум между «Газпромом» и Нефтегазовой трубопроводной корпорации «BOTAШ» о развитии сотрудничества в газовой сфере. Важное место в меморандуме было отведено повышению надежности и безопасности поставок газа из России, особенно в период пиковых нагрузок. В этой связи «Газпром» и «Боташ» должны были оценить возможность совместного развития мощностей подземного хранения газа в Турции. В качестве одного из возможных проектов было рассмотрено строительство подземного хранилища в районе Соленого озера. Стороны договорились изучить совместные проекты по организации транзита газа через территорию Турции на рынки третьих стран.

В настоящее время в России действуют пять турецких банков: это Yapэ Kredi Moscow, Garantibank, Denizbank, Finans Bank, Ziraat Bankasэ с общим капиталом 301 млн. долл. Только в Москве работает около 400 фирм с турецким капиталом. Общий объем турецких капиталовложений в России оценивается в 7 млрд. долл. Основные инвесторы - это компании Enka, Koз, Zorlu Grubu, Efes, Єiєecam, Kale Grubu, Eczacэbaюэ. Российские инвестиции в Турции - на уровне 6 млрд. долл. (туризм, сфера услуг, энергетика). Чегодня Россия - первый торговый партнер Турции, Турция - 5-й торговый партнер России.

25% российского туристического рынка принадлежит турецким туроператорам. В 2004 г. - Турцию посетили 1.605.000 российских туристов, в 2005 - 1.864.603, в 2008 - 2,5 млн.

Турция является главным поставщиком в Россию помидоров (40% всего импорта), автобусов и микроавтобусов - 32.2% импорта, винограда - 27% импорта, лимонов - 45% импорта, табака - 36% импорта, пластмассовых шлангов - 40% всего импорта.

В ходе визита премьер-министра России Владимира Путина в Анкару 6 августа 2009 года были подписаны следующие документы:

- Протокол заседания смешанной межправительственной российско-турецкой комиссии по экономическому сотрудничеству;

- Межправительственное соглашение о сотрудничестве в сфере мирного использования ядерной энергии;

- Межправительственное соглашение о срочном взаимном уведомлении об авариях в сфере ядерной энергетики и обмена информацией, касающейся объектов атомной энергетики;

- Меморандум о сотрудничестве между Турецким институтом стандартов и российским Росстандартом в области стандартизации и определения соответствий;

- Протокол о сотрудничестве в исследовании дальнего космоса и использования его в мирных целях между Турецким обществом научных и технических исследований (ТЮБИТАК) и Роскосмосом;

- Программа сотрудничества в области образования, науки, культуры, молодежи и спорта;

- Меморандум о сотрудничестве в области безопасности экспортируемых и импортируемых морепродуктов между Министерством сельского хозяйства и по делам деревень Турции и федеральной карантинной и ветеринарной службой России;

- Протокол о таможенном оформлении между таможенными службами двух стран;

- Протокол о взаимном обмене информацией между Турецким советом рынка капитала и Российской федеральной службой финансовых рынков.

Кроме того, 15 протоколов было подписано в сфере энергетики. Среди них - работы по газопроводу “Южный поток”, нефтепроводу Самсун-Джейхан и возведение в Турции атомной электростанции.

Принято решение о создании межправительственного механизма взаимодействия под контролем премьер-министров двух стран.

В мае 2010 года состоялся визит в Турцию президента РФ Д.А.Медведева, в ходе которого было достигнуты договоренности об облегчении визового режима, о строительстве в Турции АЭС, о прокладке нефтепровода Самсун - Джейхан и о возможном строительстве в Джейхане нефтеперерабатывающего завода, об открытии в Стамбуле Турецко-российского университета, ряд других соглашений и договоров. Турция предоставила российской стороне разрешение на проведение в ее территориальных водах геологических работ по выяснению возможности прокладки в ее экономический морской зоне газопровода “Южный поток”.

Ожидается, что в течение ближайших пяти лет объем двусторонних торгово-экономических отношений преодолеет планку в 100 млрд. долл. в год.

Президент России Владимир Путин заявил, что Россия полностью профинансирует проект создания АЭС "Аккую", который реализует госкорпорация "Росатом". Сумма российских инвестиций достигнет 20 миллиардов долларов. "Мы целиком профинансируем этот проект, не менее 25 процентов средств пойдет на создание рабочих мест в Турции", - цитирует ИТАР-ТАСС главу российского государства. В свою очередь премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган сообщил, что "Росатом" уже внес в уставный капитал управляющей компании по проекту строительства АЭС "Аккую" в Турции 1,5 миллиарда долларов. "Размер уставного фонда достиг 1,5 миллиарда долларов и цифра будет увеличена до 2 миллиардов 400 миллионов долларов", - сказал Эрдоган.

На совместной с премьер-министром Турции Реджепом Эрдоганов пресс-конференции президент России Владимир Путин придал особое значение проекту первой АЭС в Турции. Путин отметил, что уже более 100 студентов из Турции обучаются в России для работы на АЭС. "В Турции будет создаваться новая отрасль", - отметил он.

Глава российского государства также заявил, что не видит никаких угроз для проекта строительства первой турецкой АЭС. "Я пока не вижу никаких угроз для этого проекта", - сказал Путин, отвечая на вопрос, есть ли риски для этого проекта с учетом произошедшего в Болгарии. Пока, подчеркнул он, все идет по графику. По словам Путина, турецкая сторона заинтересована в реализации проекта строительства АЭС "Аккую".

Межправительственное российско-турецкое соглашение о сотрудничестве в сфере строительства и эксплуатации первой турецкой АЭС в средиземноморской провинции Мерсин, на площадке "Аккую", было подписано 12 мая 2010 года в Анкаре. Проект предусматривает сооружение четырех энергоблоков мощностью по 1,2 ГВт по российскому проекту "АЭС-2006" с водо-водяным энергетическим реактором.

Турция получила кредит в размере $1,4 млрд на постройку автомобильного туннеля по дну Босфорского пролива между европейской и азиатской частями Стамбула.

Во вторник Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) подписал с турецким правительством кредитное соглашение на $150 миллионов. Ранее подобные договоренности были достигнуты с Европейским инвестиционным банком, корейскими Eximbank и K-Sure, гонконгским Standard Chartered и японскими Sumitomo Mitsui и Mizuho.

Управляющий директор ЕБРР Томас Майер сообщил, что самые крупные в Европе объекты государственно-частного партнерства осуществляются в Турции и России. Он подчеркнул, что этот крупный проект станет первым в череде многих инфраструктурных проектов, которые в основном будут финансироваться иностранными инвесторами. Постройка «Евразийского туннеля» длиной 5,4 км должна завершиться к 2017 году и призвана положить конец хроническим пробкам Стамбула, население которого уже перевалило за 13 миллионов человек.

Два существующих автомобильных моста через Босфор сильно перегружены и подземные авто и железнодорожные туннели должны решить эту проблему в ближайшем будущем.