logo
Интеграционные процессы в Союзе Арабского Магриба

1.2 Предпосылки и условия региональной экономической интеграции арабских стран

Вторая половина ХХ в. стала временем проявления новых тенденций в процессе экономического сближения стран Северной Африки и Ближнего Востока. Этому объективно способствует ряд объединяющих факторов и тенденций общемирового характера - интернационализация и глобализация мирового хозяйства, а также и специфических, присущих именно этому региону (исторических, этно-демографических, культурно-религиозных, геополитических и экономических) особенностей.

Географическая близость арабских государств, наличие общих границ и исторически сложившихся экономических связей содействует развитию и укреплению внутрирегиональных хозяйственных связей.

Условия экономического развития этой группы стран (как внутренние, так и внешние) также ставят их перед необходимостью усиления хозяйственного взаимодействия и интенсификации процессов региональной экономической интеграции, что представляется жизненно необходимым для решения сохраняющихся и возникающих социально-экономических задач.

Программы экономической реорганизации в этих странах широко осуществляются на протяжении последних 30 лет (многие - совместными усилиями) и имеют ряд положительных последствий, в частности, имеет место рост объемов производства обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, развитие туризма, увеличение частного сектора, притока прямых иностранных инвестиций и т. д.

Однако сравнительный анализ уровней, динамики, пропорций и важнейших факторов развития стран САБВ в контексте глобальных изменений в мировой экономике показывает, что они переживают немалые трудности.

В этой связи на базе принимаемых межправительственных решений представляется возможным определить основные задачи региональной экономической интеграции арабских стран, т. е. теоретического (и прагматического) подхода к решению актуальных задач национального развития. Шкваря Л. В. Предпосылки региональной экономической интеграции арабских стран. (Статья) // Вестник Российской Экономической академии им. Г. В. Плеханова. № 2 - 2005.

Необходимость укрепления политического единства и создания взаимоувязанных отраслей национальных хозяйств. При этом подчеркиваются совместные внутри- и внешнеэкономические интересы, а также общие опасности (например, угроза внешней агрессии);

Необходимость постоянной модернизации национальной экономики, перехода от традиционного к современному производству, использования доходов от нефти для закупок современных машин и технологий государствами региона. Для этого использовать инвестиции частных предприятий и государства и государственные планы развития. Поощрять импорт иностранной рабочей силы.

На стыке 1980-х и 1990-х гг. произошла смена концепции развития: государственная монополия постепенно уступала место режиму открытой, либеральной экономики. Научные труды международной научно-практической конференции ученых (МАДИ (ГТУ), МСХНА, ЛНАУ. 11-12 января 2005 г. Т.1. Экономика. Москва-Луганск. Изд-во МАДИ (ГТУ), МСХНА, ЛНАУ. 2005 Например, в ОАЭ была проведена частичная приватизация, в национальное хозяйство были допущены частный местный и иностранный капиталы, созданы СЭЗ, ограничено вмешательство государства в ценообразование и установление таможенного режима, повсеместно внедрены рыночные отношения.

Правительствами ряда стран (Саудовская Аравия, ОАЭ и др.) перед государственными, частными и иностранными компаниями были поставлены задачи: интенсифицировать строительство современных промышленных предприятий, продукция которых должна соответствовать мировым стандартам, перейти от импортозамещения к экспортоориентированию (при формировании конкурентных преимуществ в ведущих экспортных отраслях), диверсифицировать номенклатуру экспортных товаров и торговых партнеров и, таким образом, снизить уровень зависимости стран от экспорта нефти.

Содействовать созданию сети государственных, частных (в том числе, исламских) и иностранных банков в целях финансирования национального и зарубежного строительства, а также в целях продвижения национальных интересов за национальные границы.

Оказать помощь национальному предпринимательству в создании рекреационных объектов для иностранных туристов, повысить качество услуг до мировых стандартов и обеспечить национальному государству дополнительные источники получения иностранной валюты.

Повысить культурно-образовательный и информационно-технический уровень населения.

В целом можно утверждать, что концепция экономического развития и задачи, стоящие перед государствами региона, предусматривают мощный социально-экономический рывок на рубеже веков и создают новые перспективы на XXI в. Как показывают исследования экономических преобразований 1990-х гг., арабские страны, ориентированные на региональную интеграцию, смогли реализовать большую часть своих концептуальных замыслов, но, несмотря на все положительные аспекты, арабские страны отличаются недостаточно высоким уровнем экономической интеграции. Шкваря Л. В. Предпосылки региональной экономической интеграции арабских стран. (Статья) // Вестник Российской Экономической академии им. Г. В. Плеханова. № 2 - 2005.

Появление региональных организаций отражает степень понимания странами определенных геополитических, геоэкономических и военных императивов, то есть рост их национально-политического сознания. Кроме того, возникновение региональных организаций обычно отражает сознание настоятельной потребности в единстве как одном из условий прогресса.

Концепции создания единой региональной организации государств Персидского залива стали возникать на рубеже 1950-1960-х гг. Процесс их создания имеет свою историю. Он представлял собой попытки экономического сотрудничества, взаимодействие в политической и военной сферах, и их симбиоз.

И хотя разногласия между странами затрудняли налаживание регионального сотрудничества между ними, тенденция к усилению внутрирегионального взаимодействия проявилась, прежде всего, в создании Лиги Арабских Государств (ЛАГ), которая является одной из старейших, и в то же время одной из наиболее «проблемных» региональных организаций современного мира, а также субрегиональных блоков, прежде всего Совета сотрудничества стран Персидского залива (ССАГПЗ) и Союза арабского Магриба. Научные труды международной научно-практической конференции ученых (МАДИ (ГТУ), МСХНА, ЛНАУ. 11-12 января 2005 г. Т.1. Экономика. Москва-Луганск. Изд-во МАДИ (ГТУ), МСХНА, ЛНАУ. 2005

Факторы, объединяющие арабские государства, все-таки преобладают над существующими разногласиями, ведущими к взаимному отторжению. В ближайшем будущем именно эта проблема будет находиться в эпицентре политических и теоретических дискуссий, более того - международной практики.

В этой связи представляется, что необходим пересмотр концепций организационного подхода к сотрудничеству стран как в Персидском заливе, так и в Северной Африке, основанный на изменившихся за полвека реалиях в мировой экономике и политике.

Представляется также, что перспективы и возможности развития региональной экономической интеграции стран САБВ в значительной степени будут зависеть от реализации их рыночных реформ и диверсификации экономики, так как для усиления взаимосвязей между ними необходим определенный (и пока отсутствующий) уровень их экономического развития и взаимодополняемость национальных хозяйств. Немаловажную роль в этом призваны играть также эволюция их внешнеторговых условий и снижение взаимной конкуренции на внешних рынках на основе развития взаимовыгодного разделения труда, а также политические аспекты развития.