logo
Анализ положения ведущих российских авиакомпаний на международном рынке авиаперевозок

3. Положения российских авиакомпаний на рынке международных грузоперевозок

Последние несколько лет российские авиакомпании демонстрируют достаточно высокие темпы роста грузоперевозок, однако их доля на мировом рынке не превышает 2% (Рис.7). Для того чтобы Россия заняла достойное место на мировом авиационном грузовом рынке, необходимы серьезные структурные изменения в отрасли.

Если судить о российском рынке авиационных грузовых перевозок на основании показателей деятельности ведущих российских авиакомпаний, то результаты выглядят действительно впечатляющими: лидеры рынка демонстрируют существенный ежегодный рост грузооборота.

Рисунок 7. Доля российских авиакомпаний на международном рынке

Так, по данным Федерального агентства воздушного транспорта (ФАВТ), в 2011 г. он составил 11,6 % - и это на фоне почти 5 % -ного падения грузооборота азиатских авиакомпаний (по предварительным данным 2011 г. Association of Asia pacific Airlines - ААРА) и более чем скромного роста европейских и американских авиакомпаний: 2,1% (по данным Association of European Airlines - АЕА) и 0,4% (по данным International Air Transport Association - IATA) соответственно.

Однако если принимать во внимание долю российских авиакомпаний на мировом рынке грузовых авиаперевозок, которая составляет всего 2%, то становится очевидным, что текущая ситуация постепенного развития российского рынка и демонстрируемые авиакомпаниями темпы роста (Рис.8.) - это недостаточные условия для того, чтобы Россия могла претендовать на ощутимую долю мирового рынка авиационных грузовых перевозок.

Рисунок 8. Грузооборот с периода 1990 и расчетом до 2030 года

Необходим переход на качественно иной уровень развития отрасли, для чего у нашей страны есть объективный потенциал. Это прежде всего географическое положение как основа для развития транзитных грузопотоков, это рост экономики, необходимый для развития экспортно-импортных перевозок грузов, и, наконец, численность населения нашей страны и рост покупательской способности как основа для рынка "домашних" перевозок.

Сегодня основной объем грузоперевозок (77% за 2011 г., по данным ФАВТ) российские авиакомпании выполняют за рубежом, обслуживая крупнейший (50% мирового грузооборота) рынок между Европой и Китаем и другими странами Юго-Восточной Азии. На этих маршрутах россияне прочно закрепились, сумели завоевать авторитет, зарабатывают неплохие деньги. По прогнозам IATA, до 2020 г. на этих рынках ожидается увеличение объемов грузовых авиаперевозок в среднем на 4,5 % в год.

На маршрутах между Азией и Европой доля российских авиакомпаний составляет порядка 7 %, однако на другом крупнейшем мировом рынке - между Азией и Америкой - она практически равна нулю. Одна из причин такого положения дел состоит в том, что не используются кросс-полярные маршруты.