logo
Анализ особенностей военно-политических отношений США и Казахстана в 2000-е г.

1.1 Становление внешнеполитического курса независимого Казахстана

Основы взаимоотношений Казахстана и США в 2000-е гг. были заложены в предыдущий период, а именно - в 1990-е гг., когда в сложных внутриполитических и международных условиях происходило становление внешнеполитического курса независимого Казахстана, формирование его концепции национальной и региональной безопасности.

С распадом СССР и образованием новых независимых государств изменилась ситуация в Каспийском регионе. Казахстан (а также Азербайджан и Туркменистан) в своей каспийской стратегии поставили, в том числе, задачу проведения независимого от России политического и экономического курса, включающего установление контроля над собственным национальным сектором. Казахстан, как и другие новые прикаспийские государства, стремится активно участвовать в интеграции в мировую экономику и использует для этого свои большие запасы углеводородных ресурсов, привлекая к их добыче крупные иностранные нефтяные и газовые компании, в том числе компании США Беккин Р.И. Социально-экономическое развитие в государствах Евразии // Проблемы современной экономики. - 2009. - № 1. - С. 34.. Такая политическая линия Казахстана встречает поддержку США, в политике которых Каспийский регион обозначен как зона национальных интересов The National Security Strategy of The United States of America. March 2006 / The White House, Washington. - 54 р.; The National Defense Strategy of The United States of America. March 2005 / The Department of Defense. - 24 р.; The National Military Strategy of the United States of America. A Strategy for Today; A Vision for Tomorrow, 2004 / Joint Chiefs of Staff, Washington D.C. - 38 р..

Интерес США в Каспийском регионе складывается из нескольких составляющих: экономической, политической, гуманитарной, военной и др. и носит комплексный характер. Не являясь прикаспийским игроком, Вашингтон, тем не менее, рассматривает регион как средство не только удовлетворения своих экономических потребностей, но и военно-политических амбиций Троицкий Е.Ф. Центральная Азия: «отложенный нейтралитет» и международные отношения в 2000-х гг. Очерки текущей политики / А.Д. Богатуров, А.С. Дундич, Е.Ф. Троицкий. - М.: НОФМО, 2010. - С. 10.. Следует подчеркнуть, что, хотя объектом исследования в настоящей работе являются военно-политические отношения Вашингтона и Астаны, но они находятся в теснейшей связи с их экономическими отношениями, и, к тому же, по мнению многих экспертов, последние более развиты Волошин А.И., Алексеева З.И., Беляева Н.А. и др. Россия и Азия - Геополитическая стратегия Российской Федерации // http://www.worldp-olit.ru/index.27.02.2011.. Поэтому в дальнейшем изложении мы будем затрагивать и экономические отношения США и Казахстана.

Одним из основных факторов, оказывающих благоприятное влияние на развитие взаимоотношений между данными двумя государствами, явилось признание США независимости Казахстана одним из первых государств. Дипломатические отношения между США и Казахстаном были установлены на следующий день после того, как Республика Казахстан объявила о своей независимости - 26 декабря 1991 г. А 15 сентября 1992 г. в Алматы открылось американское посольство. Таким образом, была заложена основа дипломатических отношений между двумя государствами Троицкий Е.Ф. Внешняя политика Казахстана: формирование и развитие (1992 - 2000 гг.) // Вестник Томского государственного университета. - 2010. - № 337. - С. 96..

В 1991-1992 гг. правительство США всесторонне изучило Казахстан, тогда лишь недавно отделившийся от СССР, определило контуры дальнейшей внешней политики и исследовало характер, суть и перспективы отношений между Казахстаном, Россией и другими государствами региона. Именно на этом этапе Казахстан стал доказывать свое намерение создать правовое государство, опирающееся на принципиальную, последовательную, постоянную независимую внешнюю политику, а также такие принципы, как демократия, приверженность миру, защите основных прав и свобод человека. Казахстан должен был перейти из разряда стран, не отвечающих интересам США, в ряд государств, интересующих названную страну с точки зрения сотрудничества в различных областях Шайхутдинов М.Е. Геополитика, глобалистика и теория национальной безопасности: методологические и прикладные аспекты. - Павлодар: ТОО НПФ «ЭКО», 2005. - С. 52..

Последовательное осуществление соответствующих тактических шагов в области имеющих место во внешней политике Казахстана конструктивных изменений, правильной оценки позиции США на международной арене со стратегической точки зрения, регулирования и развития отношений привели к устранению недоразумений и противоречий, а также созданию правовой нормативной базы, обуславливающей развитие в направлении стратегического сотрудничества.

За годы независимости Президент Казахстана Н. Назарбаев совершил несколько официальных визитов в США, в результате которых был подписан ряд двусторонних соглашений, заложивших основу для развития дальнейшего плодотворного сотрудничества двух стран. Так, в мае 1992 г. состоялся первый визит Н.Назарбаева в США, в ходе которого был подписан ряд соглашений экономического характера, в частности Соглашение о торговых отношениях, Договор о поощрении и взаимной защите капиталовложений, Совместное заявление о заключении Конвенции об избежании двойного налогообложения Парканский А. Экономические отношения США с Казахстаном: новейшие тенденции // Россия и мусульманский мир. - 2003. - № 3. - С. 89..

В результате второго визита Н. Назарбаева в США в феврале 1994 г. была подписана Хартия о демократическом партнерстве США и Республики Казахстан. Следует отметить, что США, наряду с ключевыми сферами сотрудничества, такими, как экономика, политика и безопасность, «уделяют особое внимание развитию демократии в Казахстане и других центральноазиатских государствах. Это прослеживается в финансировании различных неправительственных организаций, инициировании региональных проектов, призванных развивать демократию в регионе» Ромашкина Н.П. Моделирование военно-политических процессов: оценка уровня стратегической стабильности в многополярной системе международных отношений // Стратегическая стабильность. - 2007. - № 4. - С. 67. (следует, однако, отметить, что по данному поводу имеется и иное мнение: «Так что за продвижение экономических и политических интересов США в Казахстане американскому посольству можно ставить твердую четверку, а вот продвижение демократических реформ, прав и свобод, пожалуй, даже и на троечку не тянет...» Сигов Ю. Казахстан-США: 20 лет спустя // http://www.dn.kz/index.php02.03.2012.).

В 1994 г. Казахстан вступил в программу «Партнерство во имя мира» (ПИМ), инициированную Соединенными Штатами, с целью создания базы для военного сотрудничества, а также взаимодействия в области обеспечения безопасности НАТО со странами постсоветского пространства. В рамках программы ПИМ Казахстан взаимодействует с НАТО по широкому спектру вопросов -- демократический контроль над вооруженными силами и оборонными структурами, оборонная политика и тактика, военные учения, подготовка военных кадров и т.д. Значимым событием в развитии двусторонних отношений стал отказ Казахстана от ядерного оружия Военная доктрина Республики Казахстан // http://www.pavlodar.com/zakon/?dok=03546&ogl=all.. Подобный шаг подтвердил приверженность Республики Казахстан мирному развитию и значительно повысил уровень взаимного доверия между двумя странами.

В ноябре 1997 г. состоялся очередной визит Президента Казахстана в США, в результате которого была подписана Хартия об экономическом партнерстве Братерский М.В. Политика США в Средней Азии: итоги десятилетия // США-Канада: экономика, политика, культура. - 2002. - № 9. - С. 55.. Не менее важным является тот факт, что Казахстан впервые был назван американской стороной «геостратегически важным партнером в торговле и инвестиционных проектах» Жасузаков С. Сотрудничество в военной области занимает одно из ключевых мест в казахстанско-американских отношениях // http://www.spy.kz/Vlast02.08.2011..

В апреле 1999 г. официальный визит Н.Назарбаева в США совпал с празднованием юбилея НАТО в Вашингтоне. Данный визит можно назвать одним из наиболее сложных и важных для дальнейшего развития казахстанско-американских отношений, так как он проходил на фоне осложнения ситуации на балканском полуострове. В условиях обострения отношений США с Россией и Китаем, что было связано с бомбардировками Югославии силами НАТО, перед Казахстаном стояла задача озвучить собственную позицию в отношении политики США таким образом, чтобы она отражала, прежде всего, национальные интересы страны и в то же время не стала поводом для ухудшения отношений и снижения взаимного доверия со своим стратегическим партнером -- Россией и соседним Китаем Царегородцева И. Интересы России и США столкнулись в Казахстане // http://www.ladno.ru/opinion/06.10.2008.. Как известно, эти страны заняли критическую позицию в отношении политики США и НАТО в разрешении косовского кризиса. В итоге Н. Назарбаев высказал неодобрение силовых подходов в урегулировании международных проблем и в то же время подчеркнул, что сотрудничество с НАТО соответствует национальным интересам Казахстана. Таким образом, Казахстан, выразив неодобрение военных методов решения международных проблем, снова продемонстрировал Вашингтону позицию миролюбивого государства. Также в ходе апрельского визита Н. Назарбаева в США в Конгрессе состоялась встреча президентов Центральной Азии и Закавказья, на которой была принята Декларация о Шелковом пути Борисова Е.А. Казахстан: президент и внешняя политика. - М.: Междунар. отношения, 2005. - С. 28..

Казахстан не только сохранил межконфессиональный мир на собственной территории, но и способствует укреплению и развитию межрелигиозного и межцивилизационного диалога в международном масштабе. Можно утверждать, что Казахстан является эффективно действующей моделью светского государства, гарантирующего представителям различных религиозных конфессий возможность исповедовать свою религию, не ущемляя при этом прав и свобод других граждан. Религиозный экстремизм на территории Республики Казахстан не имеет той социальной базы, масштаба и размаха, которые могли бы стать источником нестабильности для страны и ее соседей. Признанием достижений Казахстана в сфере межконфессиональных отношений стало проведение в стране форумов представителей мировых религий Гушер А. Нефть и газ Казахстана и их роль в политике молодого государства // Азия и Африка сегодня. - 2003. - № 2. - С. 23..

Следует подчеркнуть, что Казахстан на протяжении всех лет независимости проводит достаточно взвешенную и продуманную внешнюю политику. В кратчайшие сроки после провозглашения независимости страна вступила в ООН и ряд других международных организаций, а также стала инициатором созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) - азиатского аналога ОБСЕ.

Итак, с начала 1990-х гг. Казахстан активно развивает сотрудничество с США практически во всех сферах двусторонних отношений.