logo
Анализ мирового рынка сельскохозяйственных машин

1.4 Государственная политика в сфере сельскохозяйственной техники

Государственное регулирование отрасли является одним из наиболее важных вопросов развития сельского хозяйства и рынка сельхозтехники. В последние годы политика в отношении сельского хозяйства значительно изменилась. Многие государства, для того чтобы защитить отечественных производителей от сильных конкурентов, вводят все больше и больше протекционистских мер. Так, например, только в Аргентине было введено 192 протекционистских меры, а в России - 172 декрета.

Что касается Европейского Союза, то там 40% бюджетных средств ежегодно откладывается на нужны сельского хозяйства, в том числе, и сельхозтехники. С конца 1980 годов политика ЕС была направлена на либерализацию отрасли. Модель субсидирования сельского хозяйства в Европейском Союзе основывается на двух сегментах:

· Прямые выплаты производителям сельхозтехники;

· Софинансирование производителей.

Согласно проекту бюджета ЕС на 2012 было отложено 43,7 млрд. евро для выплат производителям и около 14,6 млрд. евро - для целей софинансаирования. Меры софинансирования были введены с целью поддержки производителей с помощи им в случае неблагоприятных рыночных изменений. Так, например, если цены на продукцию упадут ниже допустимого уровня, то ЕС обязуется покупать продукцию по так называемой цене вмешательства, т.е. такой цене, по которой государство или международная организация обязуется продавать или покупать товары, чтобы поддерживать определенный уровень цен.

Все перечисленные меры являются частью Единой сельскохозяйственной политика Европейского союза (ЕСХП). Первоначальные цели этой политики были зафиксированы статьей 39 Римского договора 1957:

1. Увеличение производительности путём способствованию прогрессу и обеспечению оптимума использования факторов производства, главным образом, труда;

2. Гарантия справедливых стандартов жизни сельскому населению;

3. Стабилизация рынков;

4. Безопасный доступ поставок;

5. Обеспечение потребителей продуктами питания по приемлемым ценам.

ЕСХП осознала необходимость учитывать социальную структуру сельского хозяйства и как структурные, так и природные различия между разными сельскохозяйственными регионами и действовать в соответствии с поправками степени.

ЕСХП -- это интегрированная система мер, которая работает с помощью поддержания уровня цен на блага в рамках ЕС и субсидирования производства. Существует набор механизмов:

* Обложение налогами импорта применяется к определённым товарам, импортируемым в ЕС. Они устанавливаются на уровне необходимом для увеличения мировой цены до целевого уровня ЕС. Целевая цена устанавливается как максимальная желаемая цена этих товаров внутри ЕС.

* Квоты на импорт используются как средство ограничения количества продуктов импортируемых в ЕС. Некоторые страны-члены имеют договорные квоты, которые позволяют им продавать определённые товары внутри ЕС без тарифов. Это главным образом применимо к тем странам, у которых была торговая связь с этой страной членом.

* Внутренние интервенционные цены. Если внутренняя рыночная цена падет, ниже интервенционного уровня тогда ЕС скупает товары для поднятия цены до интервенционного уровня. Интервенционные цены устанавливаются ниже, чем целевые цены.

* Прямые субсидии для фермеров. Исторически эта мера задумывалась как поощрение фермеров выбирать те культуры, которые субсидируются и сохранять "внутренне-выращенное" предложение. Субсидии главным образом выплачивались на землю на которой выращивалась определённая культура, а не на общее количество произведенных культур. Реформа 2005 года разработала специальные субсидии в пользу фиксированных выплат рассчитываемых только по площади культивируемой земли, и для введения экологически чистых методов ведения сельского хозяйства. Реформа нацелена на обеспечение больших свобод для фермеров в выборе той культуры, на которую больший спрос и уменьшение экономических стимулов перепроизводства.

* Квоты на производство и выплаты за неиспользование земель были введены как попытка предотвратить перепроизводство некоторых видов продуктов (таких как молоко, зерновые и вино) что привлекало субсидии по ценам превышающим рыночные. Необходимость хранить и размещать излишки производства явилось расточительством ресурсов и привело к падению репутации ЕСХП. Вторичный рынок эволюционировал, особенно по продаже квот на молоко, в то время как фермеры сделали воображаемое использование "выплат за неиспользование земель", например оставляя неиспользованными те земли который трудно обрабатывать. В настоящее время выплаты за неиспользование земель приостановлены, оставаясь субъектом дальнейшего решения об их будущем, что приводит к повышению цен на некоторые блага и увеличению интереса к выращиванию биотоплива.

Изменение системы субсидирования планируется закончить к 2011 году, но правительства стран-членов имеют некую свободу решения как новая схема будет введена. Правительство Соединенного Королевства решило запустить систему двойного субсидирования, каждый год отдавая всё большее предпочтение общих выплат новой схеме. Выплаты по старой схеме были заморожены на их прежнем среднем уровне 2002--2003 году и сокращаются каждый последующий год. Это дает фермерам некоторый период когда сохраняется их доход, который они могут использовать для изменения ведения хозяйства для соответствия новому режиму. Другие правительства выбрали ожидание и изменить систему разом в самое последнее время. Правительства также имеют ограниченную возможность продолжать использовать небольшую часть бюджета для субсидий на поддержку определённых культур. ЕСХП также имеет целью способствование гармонизации законодательства в рамках Сообщества. Разные законы в странах сообщества могут создать некоторые проблемы для каждого кто, стремится торговать между ними. Существуют такие примеры как: разрешение консервантов или пищевых красителей, правила маркировки или использование гормонов или других веществ в продуктах, предназначенных для потребления людьми и контроль заболеваний, и благополучие животных. Процесс удаления всех скрытых законодательных барьеров ещё не завершен. ЕСХП финансируется Европейским фондом направления и гарантий (EAGGF). Реформа ЕСХП постоянно снижает его долю в бюджете ЕС, но она до сих пор составляет около половины затрат ЕС. В последние годы Франция получала наибольшее количество этих субсидий. Новое расширение 2004 года за счёт стран имеющих большие аграрного сектора превзойдет Францию как главного бенефициара, но на переходный период для них будут установлены ограниченные субсидии. Проблема как субсидировать новые страны, когда они станут полноправными. уже привела Францию к уступкам по реформе ЕСХП.

Что же касается аграрной политики США, то свое начало она берет еще в 1930 годах, когда цены на сельскохозяйственную продукцию резко снизились и многие фермеры оказались на грани разорения. На сегодняшний день прямые выплаты производителям, займы на льготных условиях являются ключевой частью государственной программы поддержки производителей сельхозтехники. Тем не менее, субсидии составляют лишь 7% от общих издержек производства такой техники в США. Можно сказать, что политика США основывается на строгой экономии.

Что касается Китая с населением в 1,3 млрд. человек, то там государство активно отказывает поддержку аграрному сектору. Главная цель Китая - ускорить развитие осовремененного сельского хозяйства. Государство разработало пятилетний план, главной задачей которого является повышение урожайности на 10%.