logo
Анализ мирового рынка сельскохозяйственных машин

1.2 Состояние мирового рынка сельскохозяйственных машин

По данным CEMA (Европейского комитета продуцентов сельскохозяйственных машин) за 2011 год, мировая емкость рассматриваемого рынка (рассчитываемая как сумма импорта и экспорта) оценивается приблизительно в 83 млрд. евро, из которых около 12% приходится на США и 60% - на Европу, где основными действующими лицами являются ФРГ (12% мирового рынка), Франция (7%) и Италия (5%).

В 2009 г. емкость мирового рынка сельхозтехники (импорт+экспорт) определялась в 112 млрд. долл. (78,3 млрд. евро). При этом импорт в целом составлял 54,4 млрд. долл. (38 млрд. евро). Доля ведущих импортеров в том же году исчислялась (%): США - 10,9, Франция - 8,3, ФРГ - 7,5, Канада - 6,2, Великобритания - 4,8 [7].

Рисунок 2 - Импорт сельскохозяйственных машин по крупнейшим импортерам в среднем за 2001-2009 год, тыс. долл. [7]

Одновременно подчеркивается, что объем мирового импорта за период между 2004 г. и 2008 г. возрос почти вдвое, а в 2009 г. сократился на 30%. Как показывает Рисунок 2, самыми крупными странами-импортерами являются США, Россия, Канада, Германия и Великобритания.

Крупнейший мировой импортер - США сохраняет свою долю в нем с 2007 г. примерно на одном уровне - около 10%. Примечательно также, что следовавшая в 2007 г. непосредственно за Францией и ФРГ Российская Федерация в 2008 г. переместилась в мировом рейтинге с 4-го места на 8-е.

Среди 12 ведущих импортеров (и экспортеров) 8 входят в состав ЕС (Рисунок 3). Экспорт характеризуется достаточно высокой степенью концентрации: удельный вес в нем 10 первых стран - приблизительно 75%.

Рисунок 3 - Экспорт сельскохозяйственных машин по крупнейшим экспортерам в среднем за 2001-2009 год, тыс. долл. [7]

Мировые рынки тракторов являются одними из наиболее динамично развивающихся с ежегодным приростом объемов продаж до 30% [7].

В настоящее время мировое производство сельскохозяйственных машин поделено между доминирующими на мировом рынке тремя транснациональными корпорациями: СNH, объединяющей фирмы Case IH, New Holland (США) и Steyr (Австрия); AGCO, объединяющей фирмы Fendt (Германия), Massey Ferguson, Challenger (США) и Valtra (Финляндия); SDF, объединяющей фирмы Same, Lamborghini (Италия), Hu..erlimann (Швейцария) и Deutz-Fahr (Германия), а также двумя крупнейшими компаниями John Deere (США) и Claas.

Ежегодно эти корпорации и компании поставляют на мировой рынок более 400 тыс. машин, а это более 80% всего мирового выпуска сельскохозяйственных машин.

Рисунок 4 - Прирост объемов продаж рынка сельскохозяйственных тракторов 2011 (по сравнению с 2010 годом),% [7]

Рисунок 5 - Прирост объемов продаж рынка комбайнов в 2011 году по сравнению с 2010 годом, % [7]

Как показывают Рисунки 4 и 5, наибольший рост рынка сельскохозяйственной техники наблюдается на рынках Западной и Восточной Европы, стран СНГ и Турции.

Парк сельскохозяйственных машин распределен по континентам и странам неравномерно. Наибольшим парком располагают в порядке убывания США, Япония, Италия, Индия, Франция, Польша, Германия, Испания, Китай и др., причем в парках Японии, Индии и Китая значительную долю составляют тракторы небольшой мощности. Большие парки машин также у Бразилии, Турции, Аргентины. Из стран СНГ наибольший парк тракторов в России, далее следуют Украина, Белоруссия и Казахстан.

Как свидетельствуют данные розничных продаж, наиболее крупными рынками сельскохозяйственных машин являются североамериканский (США и Канада), а также составляющий от него почти 65% суммарный рынок стран Западной Европы.

Видно, что рынок тракторов Западной Европы в 2011 г. по сравнению с 2010 г. за счет наиболее крупных стран - Франции, Германии, Италии, Великобритании увеличился и составляет суммарно почти 70% всего европейского машиностроения, тогда как за счет более мелких стран сократился, но в результате общее количество тракторов на нем все же возросло. По объемам производства сельскохозяйственной техники среди стран ЕС с большим отрывом лидирует Германия, поскольку в этой стране много крупных тракторных заводов.

Рисунок 6 - Структура рынка сельскохозяйственных машин в Европе за 2011 год, % [1]

Во Франции наиболее продаваемыми в 2011 г. были тракторы мощностью от 80 до 149 лошадиных сил (24 161 ед.), при этом доля тракторов мощностью более 180 л.с. с 2010-го по 2011 г. почти удвоилась. Объемы продаж тракторов мощностью более 100 л.с. также увеличились и достигли 62% всего рынка тракторов. В целом в тот год во Франции продано тракторов на 15% больше, чем в 2010 г., причем на тракторы только с задним ведущим мостом (4К2) в отличие от полноприводных (4К4а) спроса практически не было (0,4% всех стандартных тракторов) [7].

В настоящее время наиболее крупными странами - экспортерами тракторов являются Германия, Италия и Япония (по малогабаритным тракторам). На рынках Франции, Германии, Италии, Испании в 2011 г. по сравнению с 2010 г. заметно возросли продажи тракторов фирм, входящих в число ведущих мировых производителей [13].

В Западной Европе самыми покупаемыми тракторами являются тракторы CNH, за ними с небольшим отрывом следуют тракторы John Deere, AGCO, SDF, Claas.

Таблица 1 - Продажи тракторов транснациональных корпораций и компаний на рынках Франции, Германии, Италии и Испании в 2010-2011 гг., ед. [2]

2010 г.

2011 г.

Объем продаж всего

102 746

108 348

В том числе:

CNH

21 439

24 571

John Deere

18 124

19 352

AGCO

17 279

19 310

SDF

16 353

15 669

Claas

7 019

7 555

В 2011 г. в США и Канаде доля машин мощностью свыше 100 л.с. по сравнению с 2010 г. возросла на 30%, при этом доля машин небольшой мощности от 40 до 100 л.с. сократилась на 8% [7].

В связи с кризисом в большинстве развитых стран, начиная с 2008 г., продажи тракторов снизились. Так, в США и Канаде по сравнению с 2007 г. их общие продажи в 2008 г. уменьшились на 4,3% (Рисунок 7).

Рисунок 7 - Объем продаж тракторов в США и Канаде, штук [3]

Основными требованиями фермеров к продаваемой тракторной технике являются повышение мощности, снижение количества вредных веществ в отработавших газах, снижение уровня шума, внедрение почвосберегающих технологий, сокращение расхода топлива. На увеличение продаж тракторов оказывают влияние имидж моделей и фирм, внедрение новых технических решений, представляющих интерес для фермеров, качество работы дилеров, доступная цена.

Экономические показатели наиболее крупного производителя аграрной техники - корпорации John Deere приведены в таблицах [5].

Таблица 2 - Основные показатели деятельности John Deere, млн долл.

Показатель

2010 г.

2011 г.

Объемы продаж с.-х. техники

12 121

16 572

Объемы продаж с.-х. тракторов

72 720

99 430

Затраты на НИОКР

817

943

Численность работающих, тыс. чел.

52,022

56,653

В последние годы объем продаж сельскохозяйственной продукции John Deere, в том числе тракторов, в разных странах мира устойчиво возрастал при практически ежегодном увеличении затрат на НИОКР, при этом в 2008 г. существенно выросли продажи тракторов мощностью более 100 л.с. и мощных колесных тракторов с шарнирно-сочлененной рамой (на 31%), причем доля гусеничных тракторов (получивших наибольшее распространение в Северной Америке) в общем объеме всей тракторной техники была доведена почти до 10%. В России John Deere работает более 10 лет, лидируя в настоящее время по продажам сельскохозяйственных машин: за январь-июль 2009 г. на рынке России продано 183 трактора, что сопоставимо с поставками за тот же период времени, например, тракторов ХТЗ (158 ед.). На 2009 г. прогнозировалось снижение объема продаж примерно на 19%, при этом объем чистой прибыли не превысил 1,1 млрд. долл. Прогнозировалось и незначительное снижение продаж сельскохозяйственной техники не только в США, но и Канаде при одновременном росте продаж полноприводных тракторов, в Западной Европе ожидали снижения продаж на 10-15%, в Центральной Европе и странах СНГ - резкого снижения, а в Южной Америке - их падение на 20-30% [5].

Таблица 3 - Чистые объемы продаж продукции John Deere после уплаты всех налогов и сборов, млн долл. [5]

Рынок

2010 г.

2011 г.

США

12 241

13 166

Канада

1 588

1 902

Западная Европа

3 889

4 610

Центральная Европа и СНГ

1 025

1 874

Центральная и Южная Америка

1 565

2 577

Азия, Африка и Средний Восток

761

1 062

Тихоокеанский регион, Австралия и Новая Зеландия

420

612

John Deere - крупнейший производитель сельхозтехники в Западной Европе, в частности, в Германии: на его немецких предприятиях в настоящее время занято свыше 6100 чел., годовой оборот основного производителя тракторов - завода в Мангейме - возрос до 2,9 млн. евро, там в 2008 г. изготовлено рекордное число тракторов мощностью от 60 до 200 л.с. - 45 700 ед. Эти успехи John Deere объясняются отчасти бесперебойной поставкой запчастей через отлично налаженную разветвленную сеть официальных дилеров и снижением трудоемкости техобслуживания тракторов John Deere.

В последнее время John Deere интенсивно развивает системы и оборудование для ведения "точного земледелия" (precision agriculture technology): системы автоматического, в том числе параллельного, вождения, электронной документации обрабатываемых угодий, управления орудиями посредством системы ISO BUS и др.

Рисунок 8 - Динамика объема экспорта сельхозмашин США в 2002-2011 годах, млн. долл.

Являющаяся вторым мировым производителем сельскохозяйственных корпорация CNH (Case-New Holland) реализует свою продукцию и запчасти к ней через более чем 11 тыс. дилеров, дистрибьюторов, агентов и собственные фирмы в 160 странах мира, причем корпорация ориентирует дилеров на комплексную поставку сельхозтехники (тракторов вместе с наборами машин для возделывания разных культур). В течение последних лет объемы продаж техники для аграриев, прибыль, затраты на НИОКР корпорации John Deere из года в год постоянно возрастают.

В продажах сельскохозяйственной техники CNH на тракторы приходится примерно до 50%, на комбайны - до 20%, остальное - сельхозмашины (сено- и кормоуборочные, посевные и почвообрабатывающие, пропашная техника и опрыскиватели). В 2009 г. на мировом рынке ожидалось снижение продаж тракторов CNH мощностью более 40 л.с. (примерно на 20%), главным образом в Восточной Европе. В настоящее время корпорация активно продвигает на рынки новинки - мощные тракторы Case IH модели Magnum 310 и New Holland модели Т8050, оснащенные практически всеми современными техническими новинками.

Таблица 4 - Основные показатели деятельности CNH, млн. долл. [3]

Показатель

2010 г.

2011 г.

Чистый объем продаж сельскохозяйственной техники

9948

12 902

В том числе по регионам:

Северная Америка

3844

4 685

Западная Европа

3207

4 079

Латинская Америка

1023

1 551

Остальные страны мира

1874

2 587

Чистая прибыль

559

825

Затраты на НИОКР

409

422

Численность работающих, тыс. чел.

28,1

н. д.

Корпорация AGCO занимает третье место в мире по производству и продажам сельскохозяйственного оборудования и продает его более чем в 140 стран мира с использованием широкой распределительной сети из почти 3900 независимых дилеров. Известно, что, например, в 2010 г. чистые объемы продаж тракторов AGCO оставили 4643 млн. долл., или более 68% чистого объема продаж всей производимой сельскохозяйственной техники (вместе с комбайнами, другими сельхозмашинами), составляющего 6828 млн. долл [1].

Таблица 5 - Основные показатели деятельности AGCO, млн. долл. [1]

Показатель

2010 г.

2011 г.

Чистый объем продаж с.-х. техники

6828

8425

В том числе тракторов

4643

н. д.

Чистая прибыль (убыток)

246,3

400

Затраты на НИОКР

155

495

Численность работающих, тыс. чел.

13,7

15,6

Деятельность корпорации AGCO характеризуется инновационной направленностью: в 2010 г. на рынки поставлено свыше ста изделий, в том числе современных двигателей Sisu из Финляндии мощностью до 350 л.с., признанных во всем мире благодаря их высокому техническому уровню. Ими оснащают технику таких производителей, как Massey Ferguson, Valtra, Challenger и др [1].

Таблица 6 - Распределение чистого объема продаж техники AGCO в 2011 г. [1]

Продукция

Доля, %

Регион

Доля, %

Тракторы

68

Европа, Африка, Средний Восток

59

Детали, запасные части

13

Северная Америка

22

Сельхозмашины

7

Южная Америка

16

Комбайны

5

Прикладное оборудование

4

Восточная Азия, страны Тихоокеанского региона

3

Кормоуборочная техника

3

Продолжают пользоваться популярностью и большим спросом в Западной Европе, несмотря на высокую стоимость, наиболее совершенные в мире тракторы Fendt серий Vario, оснащенные бесступенчатой трансмиссией. В странах Скандинавии наиболее продаваемыми остаются самые легкие в своих классах тракторы Valtra за счет внедренных на них инновационных технологий по двигателю, коробке передач, другим узлам и агрегатам. Все более популярными в Западной Европе становятся гусеничные тракторы с резиноармированными гусеницами Challenger cерий МТ 700В и МТ 800В.

Компания (объединение) Same-Deutz-Fahr (SDF) является четвертым мировым производителем тракторов. Наиболее продаваемыми тракторами SDF являются типоразмеры мощностью свыше 50 до 100 л.с. Тракторы составляют до 83% от общего объема продаж всей продукции, включая также комбайны, сельхозмашины, двигатели, запчасти и проч., причем на рынках мира в 2010 и 2011 гг. продано соответственно 33 628 и 33 196 ед. тракторов, а наибольший рост их продаж отмечался в группе мощности свыше 150 до 200 л.с.

Таблица 7 - Основные показатели деятельности SDF, млн. евро [6]

Показатель

2010 г.

2011 г.

Чистый объем продаж:

С.-х. техника

1100

1220

В том числе тракторы

913,9

1005,4

Распределение чистого объема продаж по брендам

Deutz-Fahr

478

605

Same

260

241

Lamborghini

128

127

Hu..erlimann

23

20

Распределение чистого объема продаж по мощности (млн. евро/ тыс. ед.)

Менее 50 л.с.

20/ 2,9

16/ 1,9

Свыше 50 до 100 л.с.

458/ 20,9

450/ 20,4

Свыше 100 до 150 л.с.

319/ 7,1

376/ 8,1

Свыше 150 до 200 л.с.

72/ 1,2

101/ 1,5

Свыше 200 л.с.

20/0,2

50/0,6

Чистая прибыль

95,8

5,0

Затраты на НИОКР

27,7

29,9

Наибольший интерес для покупателей представляла новая модель Agrotron M620 фирмы Deutz-Fahr, ставшая бестселлером, при этом основными потребителями тракторов SDF в 2007-2008 гг. были Германия и Италия.

Наибольшие перспективы компания SDF связывает с ростом продаж на рынках Китая, Индии, Бразилии и стран СНГ. В последние годы в группу ведущих выдвинулась также и компания Claas, которая в 2003 г. приобрела производство тракторов у фирмы Renault.

Сельскохозяйственные машины пока занимают в продажах Claas второе место после комбайнов, поскольку ранее фирма сформировалась как производитель в первую очередь сельхозмашин - комбайнов, косилок и проч. В Восточной Европе деятельность Claas ориентирована преимущественно на рынок России, где действует завод компании в Краснодаре [2].

Таблица 8 - Распределение продаж техники Claas по регионам, млн. евро [2]

Регион

2010 г.

2011 г.

Германия

631

726

Другие страны ЕС

1210

1375

Центральная и Восточная Европа

476

674

Остальные страны

342

461

В числе достижений Claas можно отметить расширение финансирования инновационной и исследовательской деятельности, модернизацию и создание новой тракторной техники. В частности, в последние годы освоено производство многофункциональных интегральных тракторов Xerion, нового семейства Axion мощностью 163-260 лошадиных сил, впервые полностью разработанного компанией, в том числе серии тракторов Axion CMATIC с бесступенчатой трансмиссией, насыщенных множеством систем для автоматического регулирования и управления их основными узлами и агрегатами.

При анализе мирового рынка сельскохозяйственных машин важным пунктом является обзор и анализ факторов, непосредственно влияющих на развитие данного рынка.

1. Валютные риски. На сегодняшний день производители сельхозтехники подвержены различным рыночным рискам, включающим в себя обменные курсы валют и рыночные ставки по кредитам. Мировые производители производят и закупают сырье и материалы по всему миру. Таким обзорам, их ценовые базы могут различаться в зависимости от страны и валюты, по которой закупается или продается техника. Для того чтобы минимизировать такие риски, компании используют различные финансовые инструменты, включающие в себя использование форвардных контрактов, процентные свопы, соглашения "кэп", т.е. соглашения о потолке процентной ставки, а также замедленный своп.

2. Риски, связанные с процентными ставками. Для минимизации данных рисков компании проводят так называемые анализ чувствительности, т.е. выявляют в какой мере их деятельность зависит от данного фактора. Помимо этого компании подразделяют свои активы и пассивы на две части. В первую часть включаются финансовые инструменты с фиксированной процентной ставкой, например, дебиторская задолженность. Вторая же часть включает в себя инструменты с плавающей ставкой. Такое разделение позволяет производителям проводить наиболее эффективный анализ влияния данного фактора на развитие отрасли.

3. Урожайность также является фактором, влияющим на тенденции развития отрасли. Из-за климатических изменений и решений государств в аграрной политике повышается уровень конкуренции в отрасли.

4. Уровень спроса на продукцию. Для того чтобы определит насколько сильно колеблется спрос, производители оборудования проводят постоянные исследования рынка и поведения покупателей на рынках продаж на ранней стадии. Таким образом, компании могут удостовериться, что используемые ими стратегии являются современными и могут быть легко адаптированы под постоянно меняющиеся вкусы и запросы потребителей [7].

Помимо этого, можно отметить и другие факторы, влияющие на развитие данной отрасли:

· Состояние рынка в целом;

· Мировые запасы зерна;

· Погодные условия;

· Цены на товары и домашний скот;

· Затраты на скот и производство урожая;

· Доступность земель для сельского хозяйства;

· Политика государств в отношении владельцев земли;

· Изменения в политике государств и государственных аграрных программ;

· Мировые торговые соглашения;

· Уровень экспорта продукции сельского хозяйства.