logo
Договор о принципах отношений между Российской Федерацией и Соединенным Королевством Великобритании

2. Сравнительный анализ концепций внешней политики

Исследование внешнеполитических курсов России и Великобритании будет основываться на двух документах: концепции внешней политики Российской Федерации 2013г. и речи министра иностранных дел Уильема Хейга о внешней политике Великобритании в сетевом мире от 1 июля 2010г. Однако сперва необходимо дать объяснение тому, что побудило британское правительство внести коррективы в уже существующий внешнеполитический курс государства.

В 2010 году сменилось правительство Великобритании, и к власти пришла коалиция консерваторов и либерал-демократов, премьер-министром же стал сравнительно молодой Дэвид Камерон, который занял место лейбориста Гордона Брауна. Как отмечают ряд политологов, проведение этих выборов, а главное исход был неожиданным как для британского населения, так и для букмекеров. А.А. Громыко, доктор политических наук и заместитель директора Института Европы РАН, так описывал прошедшие выборы: "Отличительной особенностью последних всеобщих выборов было не только то, что они обрамляли рекордный по продолжительности период пребывания лейбористов у власти. Из ряда вон выходящим было и то, что консерваторы в качестве главной оппозиции не выигрывали выборы более 30 лет - с 1979 года. Отличился в хорошем смысле и лидер тори: Дэвид Камерон стал самым молодым пермьер-министром страны с 1812 г. Кроме того это были первые выборы с интригой, когда шансы на победу у консерваторов и лейбористов были примерно одинаковыми". Громыко А.А. "Две головы лучше, чем одна"- неожиданный исход всеобщих выборов в Великобритании// Современная Европа. 2010. №4. С. 34-37. Таким образом, консерваторы посчитали нужным исправить ошибки предшествующего правительства в ведении внешней политики, о чем кстати, упоминает Хейг в своем послании Министерству иностранных дел и по делам Содружества. Он говорит, что за 10 лет пребывания лейбористов у власти были упущены возможности по развитию государства и заявлению о себе на мировой арене.

Теперь, когда стала известна так называемая идея написания речи министра иностранных дел, проведем анализ двух политических курсов по следующим аспектам: а) за что выступают и что предлагают б) каковы приоритетные сферы влияния, с) к каким результатам хотят прийти в итоге.

Хейг начал свою речь с того, что в виду ряда трудностей, которые на данный момент переживает мировое сообщество, как например экономический кризис и связанная с ним финансовая нестабильность государств или обостренная ситуация на Ближнем Востоке), международные отношения осложняются и развитие становится трудно прогнозируемым. Исходя из этого оба государства выступают, в первую очередь, за установление двусторонних и многосторонних отношений с целью установления взаимовыгодного и равноправного партнерства с иностранными государствами, межгосударственными объединениями и международными организациями. Здесь же обе державы отмечают возросший интерес к проведению G20 и G8 у стран-участниц, а также значимость их проведения. Кроме того, для Россия и Великобритании приоритетными аспектами являются защита прав и интересов граждан, отстаивание прав человека и национальных интересов в целом, а также верховенство международного права. Для этого они предлагают создание благоприятных внешних условий для успешного и динамичного роста экономики, сохранение и укрепление суверенитета страны. Ввиду разгорания террористических актов, особое внимание уделяется вопросу об обеспечении и поддержании безопасности, что в свою очередь подводит оба государства к выводу о срочности ограничения запасов ядерного оружия.

Что касается приоритетных сфер влияния, то для Великобритании это в первую очередь страны Евросоюза, с помощью которых она стремиться заявить о себе и распространить максимальное влияние в мире. Также Соединенное королевство нацелено на развитие отношений со странами Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и Африки: ЮАР, Нигерия, Кения. Помимо этого она особо отмечает Турцию и Индию, которые, на фоне стремления западных государств сохранить свои привычные позиции, благодаря своему стремительному экономическому росту, вырвались на авансцену мировой политики и экономики. Для Россия же главным партнером является СНГ, в частности Белоруссия, Казахстан и Украина, так как оно служит для России связующим звеном между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Приоритетный характер имеет развитие отношений с Евро-Атлантическим регионом, которое способствует нормализации отношений между Россией, ЕС и США. Также, как и для Великобритании, Евросоюз играет одну из важнейших ролей, ибо в его лице Россия видит торгово-экономического партнера, который способствует "созданию единого экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана". Кроме того РФ нацелена на развитие отношений как с Северной, так и с Юго-Восточной Европой. Отдельно стоит сказать об отношениях России и Великобритании к США. Так, Хейг в своей речи сказал, что "время, когда Лондон принимал все свои внешнеполитические решения с оглядкой на их последствия для Вашингтона прошли". Таким образом, несмотря на то, что пока США остается для Великобритании "the biggest single partner for achieving our [Great Britains] international goals", а также главным партнерам в Организации Северо-Атлантического Альянса, она пытается составить хорошую конкуренцию США и противодействовать ведению однополярной политики Штатов на мировой арене. Россия в большей степени разделяет точку зрения Великобритании, однако помимо этого, РФ старается подвести США к недискриминационному, равноправному, торгово-экономическому сотрудничество, в следствие чего будет достигнуто "двустороннее взаимодействие на основе принципов равноправия, невмешательства во внутренние дела и увеличения взаимных интересов". Наконец, наиболее важной сферой российско-американских отношений является контроль над вооружением, в которой Россия ожидает от США беспрекословного следования международному праву, а также предоставления правовых гарантий о ненаправленности противоракетного комплекса против российских сил ядерного сдерживания.

Во внешнеполитических курсах обоих государств прослеживается идея о том что военная мощь, как таковая, теряет свою значимость при определении роли государств на международной арене, и на смену ей приходят экономический, правовой, научно-технический, информационный и культурный факторы. Иными словами, так называемая "тяжелая сила" сменяется новым явлением- "мягкой силой". Одним из наиболее эффективных методов использования "мягкой силы" является распространение и укрепление позиций родного языка в мире. Именно этим активно занимаются как Россия, так и Великобритания. Ульям Хейг так говорит об их политике языкового обмена, ставя в пример Индию: "The English language gives us the ability to share ideas with millions - perhaps billions - of people in the biggest emerging economies and - if we so choose - to build networks across the world. It is staggering that in India 250 million school and university-aged students - four times the entire population of the United Kingdom - are now learning English." "Тот факт, что на сегодняшний день в Индии, где насчитывается около 250 миллионов школьников и студентов, (что в 4 раза превышает численность населения Великобритании), обучение ведется на английском языке - ошеломляет" Российская Федерация в свою очередь проводит политику укрепления позиций русского языка в большей степени на территории СНГ, а также развивает сети российских центров науки и культуры за рубежом.

Если еще раз вернуться к названию речи британского министра, то внимание сконцентрируется на фразе "…foreign policy in a networked world" "…внешняя политика в сетевом мире". Главной идеей всего выступления было то, что на сегодняшний день действующие военно-политические блоки проявляют свою неспособность дать отпор всем современным вызовам и угрозам, поэтому на смену так называемым блоковым методам приходит "сетевая дипломатия", призванная более качественно и быстро решать глобальные проблемы. Данный тип дипломатии также можно причислять к методам "мягкой силы", которой уделяется все больше внимания за последнее время.

Итак, проанализировав курсы внешней политики России и Великобритании, можно сделать вывод о том, что обе страны преследуют общие цели - это желание занять лидирующие позиции в мире, обеспечить защиту и реализацию прав человека и национальных интересов государства. Кроме того, прослеживается стремление к интеграции как с развитыми, так и с развивающимися государствами, с целью скорейшего решения глобальных проблем. Однако если сравнивать приоритетные сферы влияния, то прослеживаются географический, исторический и экономический факторы, то есть РФ и Великобритания стремятся установить отношения с теми государствами, которые либо близко к ним расположены, либо имеют с ними общие исторические корни, либо же являются привлекательными в плане торгово-экономического сотрудничества.