1.1 Суть и понятие государственного регулирования в области внешнеэкономических связей
Согласно определению большинства специалистов в области государственного регулирования внешнеэкономическими связями можно считать определенную совокупность направлений, форм, а также методов и средств торгово-экономического и научно-технического сотрудничества между субъектами государственного управления Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. - М.: Юрист, 2010. - С. 122..
Внешнеэкономические связи также включают в себя валютно-финансовые и кредитные отношения между странами, регулирование которых преследует цель рационального использования преимуществ международного разделения труда, использование возможностей международных экономических отношений между странами, что в целом означает повышение экономической эффективности хозяйственной и предпринимательской деятельности объектов государственного регулирования Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: Курс лекций.- 4-е изд. - М.: Омега-Л, 2009. - С. 98..
Внешнеэкономические связи включают в себя экономику, политику, дипломатию, торговлю, промышленное производство, кредитно-финансовые и валютные операции, научные исследования Аверин Ю. П. Основы теории социального управления. - М.: Дело, 2010. - С. 220..
Многие специалисты проводят собственную классификацию внешнеэкономических связей, которые требуют государственного регулирования.
В частности, Е. Ф. Авдокушин предлагает включить во внешнеэкономические связи следующие направления:
- внешняя торговля;
- международное производственное сотрудничество, включающее в себя аграрное и промышленное;
- международное научно-техническое сотрудничество;
- международное инвестиционное сотрудничество;
- валютно-финансовое сотрудничество;
- экономическое и техническое содействие Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. - М.: Юрист, 2010. - С. 123..
Очевидно, что сущность государственного регулирования в области внешнеэкономических связей заключается в том, чтобы обеспечить гармонию интересов между объектами внешнеэкономической деятельности.
Сам механизм государственного регулирования должен включать в себя разнообразные инструменты, средства и рычаги, обеспечивающие полноценное воздействие на систему национальных экономических интересов, которые отражают внешнеэкономические связи страны Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов / под общ. ред. В.И. Кушлина.- 3-е изд., доп. и перераб. - М: Изд-во РАГС, 2010. - С. 42. .
Также государственное регулирование в области внешнеэкономических связей может пониматься как определенная система хозяйственных и политических мер, которые осуществляются государственными органами.
Предпринимаемые государственными органами меры должны способствовать углублению и расширению участия страны (объекта государственного регулирования) в системе международного разделения труда, что повышает эффективность общественного производства и оптимизацию общей структуры потребления.
В таком случае государственное регулирование в области внешнеэкономических связей является основной частью механизма воспроизводства национального экономического потенциала страны. Следовательно, при таком понимании страна представляет собой основной объект государственного регулирования, в который входит регулирование национальной экономики страны в целом, включающей воспроизводственную, технологическую, отраслевую, территориальную структуры, научно-технический прогресс, сферу социальных отношений, окружающую среду и другие компоненты национальной экономики Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов / под общ. ред. В.И. Кушлина. - 3-е изд., доп. и перераб. - М: Изд-во РАГС, 2010. - С. 44..
Цели государственного регулирования в области внешнеэкономических связей могут быть конкретизированы в зависимости от остроты определенных проблем, которые возникают в хозяйственной или социальной сферах на данный период времени. Также могут быть связаны с преодолением кризиса экономики (как это происходило недавно в России), с необходимостью структурной перестройки производственного потенциала страны, с защитой отечественного производителя, с увеличением занятости населения, с оздоровлением финансовой ситуации в стране, с борьбой инфляции и др.
От достижения поставленных целей определяются конкретные направления, масштабы и формы государственного регулирования в области внешнеэкономических связей. При этом существенное влияние оказывают внутриэкономические и внешнеэкономические установки страны (объекта государственного регулирования) и общий интегральный вектор интересов субъектов внешнеэкономической деятельности Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. - М.: Юрист, 2010. - С. 138..
Многие специалисты отмечают, что государственное регулирование в области внешнеэкономических связей может быть осуществлено только с помощью применения определенных мер.
А. В. Клименко включает в государственное регулирование внешнеэкономических связей следующие аспекты:
1. Административные средства.
2. Денежные и кредитные средства.
3. Бюджетные средства.
4. Регулирование политики.
5. Регулирование государственного сектора экономики Клименко А. В. Механизмы нового государственного управления и модернизированной бюрократии в концепции административной реформы / А. В. Клименко // Чиновникъ. - 2005. - № 5 (39)..
По мнению В. Г. Игнатова сущность государственного регулирования в области внешнеэкономических связей должна заключаться в том, чтобы привести систему внешнеэкономических отношений в такое состояние, которое могло бы обеспечить оптимальную реализацию интересов субъектов внешнеэкономической деятельности - государственных, коллективных и личных. Это должно происходить в конкретном временном периоде и ориентироваться на реализацию правовой перспективы и общепризнанных международных правил и норм Игнатов В. Г. История государственного управления в России. Учебник для студентов ВУЗов. - М.: Велби, 2010. - С. 156..
По мнению А. В. Гиглавого механизм государственного регулирования в сфере международных экономических связей должен представлять собой определенную систему, включающую в себя принципы, методы и инструменты управления отношений субъектов внешнеэкономической деятельности.
Данная система должна включать три основных блока:
- принципы государственного управления;
- совокупность конкретных методов и инструментов государственного регулирования;
- совокупность институционно-правовых структур Гиглавый А. В. Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации. Мировой опыт. - М.: Эко - трендз, 2009. - С. 84..
Совокупность институционно-правовых структур является одним из основных блоков государственного регулирования в области внешнеэкономических связей.
В блок институционно-правовых структур включаются следующие механизмы государственного регулирования:
- международные акты;
- национальные акты;
- договора;
- соглашения;
- нормы;
- правила;
- обычаи;
- другие документы, регулирующие порядок осуществления внешнеэкономических связей Клименко А. В. Механизмы нового государственного управления и модернизированной бюрократии в концепции административной реформы / А. В. Клименко // Чиновникъ. - 2005. - № 5 (39)..
Вопрос эффективности государственного регулирования в области внешнеэкономических связей всегда остается актуальным.
Некоторые специалисты предлагают оценивать эффективность механизма государственного регулирования в области внешнеэкономических связей при помощи следующих критериев:
- эффективность распределения и использования имеющихся национальных экономических ресурсов с точки зрения обеспечения потребления товаров и услуг населением страны;
- влияние системы регулирования на рост экономического потенциала, а также привлечение инвестиций;
- обеспечение занятости населения;
- распределение доходов между субъектами внешнеэкономической деятельности как на международном, так и на национальном уровнях;
- стабильность рыночных цен;
- качество жизни в стране;
- экономическая безопасность страны Максимова А. И. Международные экономические отношения. - М.: Юнити, 2009. - С. 108..
Сам механизм государственного регулирования в области внешнеэкономических связей состоит из двух элементов, связанных между собой, это:
- национальный компонент;
- международный компонент Омельченко Н. А. История государственного управления в России: Учебник. - М.: Проспект, 2011. - С. 202..
Наличие этих двух компонентов позволяет утверждать, что сам механизм государственного регулирования в области внешнеэкономических связей зависит от влияния определенных международных рычагов и инструментов.
Степень данного международного влияния зависит от степени интеграции национального воспроизводственного потенциала в международные связи, от роли и места национальной экономики страны в мировом хозяйстве Кувшинов Е. С. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности Российской Федерации (правовые аспекты). - М.: Прометей, 2009. - С. 218..
Если рассматривать государственное регулирование в области внешнеэкономических связей как определенную систему, ее изучение предполагает выделение четырех основных элементов:
- элемент внешнеэкономической политики;
- «технологический» элемент;
- элемент технических стандартов и норм;
- элемент валютно-финансового регулирования Клименко А. В. Механизмы нового государственного управления и модернизированной бюрократии в концепции административной реформы / А. В. Клименко // Чиновникъ. - 2005. - № 5 (39)..
Одним из важнейших элементов, определяющих эффективность функционирования всей системы государственного регулирования, является выработка и реализация внешнеэкономической политики.
Б. А. Райзберг придерживается точки зрения, при которой в основе внешнеэкономической политики стран (объектов государственного регулирования) лежит принцип международного разделения труда.
Это означает наличие непрерывного процесса сложного приспособления различных структур национальных экономик, в которые входят отраслевая, технологическая, организационная и другие структуры, к более динамичной структуре мирового хозяйства по своей природе Райзберг Б. А. Рыночная экономика. - М.: ИНФРА-М, 2008. - С. 104..
Основной задачей государственного регулирования в области внешнеэкономических связей для стран с развивающейся экономикой является проникновение на мировые рынки, и, следовательно, адаптация национальной экономики страны в мировую экономику.
Эта задача является основной для России на современном этапе развития экономики.
Внешнеэкономическая политика включает в себя следующие задачи:
- формирование собственного экспортного потенциала, способного предложить другим странам конкурентоспособные технологии, товары и услуги;
- улучшение структуры и пропорций внешнеэкономического обмена за счет импорто-замещения, а также увеличения части наукоемких товаров и услуг в экспорте;
- переход к прогрессивным формам внешнеэкономического сотрудничества между странами Рыбалкин В. Е. Международные экономические отношения. - 7-е изд., перераб. - М.: ЮНИТИ, 2008. - С. 252..
По мнению В. Е. Рыбалкина, «технологический» элемент системы государственного регулирования в области внешнеэкономических связей включает в себя определенные экономические инструменты.
Эти экономические инструменты, в зависимости от способа действия, он предлагает разделить на инструменты прямого действия и инструменты непрямого действия.
Инструменты прямого действия включают в себя:
- применение целевых государственных затрат (в частности, создание и развитие инфраструктуры в свободной экономической зоне);
- применение непосредственного контроля государства за протеканием внешнеэкономических процессов (это включает в себя - регулирование количественных объемов экспорта и импорта, регулирование цен на экспорт и импорт, установление валютных курсов и др.);
- применение законодательного регулирования Там же.- С. 254 - 255..
Инструменты непрямого действия оказывают непосредственное влияние на стоимостные пропорции народного хозяйства страны.
В частности, величина налогов оказывает существенное влияние на объемы производства и платежеспособность населения.
Увеличение роста процентной ставки Центрального банка способствует стимулированию роста сбережений населения, что приводит к росту объема отложенного спроса. Процесс девальвации национальной валюты может создавать интерес в экспорте товаров Покровская В. В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности. - М.: Юрист, 2009. - С. 72..
Важным элементом системы государственного регулирования в области внешнеэкономических связей является введение и применение международных технических стандартов и норм. К международным стандартам относятся рекомендации международных специализированных организаций, которые устанавливают общие требования для однородных товаров, производимых в разных странах, и для процесса их производства Сажина М. А. Научные основы экономической политики государства: Учебное пособие. - М.: Инфра - М, 2011. - С. 215..
Отличие международных стандартов от национальных заключается в том, что международные стандарты не носят обязательного характера при их использовании.
Но при этом следование международным стандартам существенно может повысить конкурентоспособность товаров на мировом рынке Ценина Т. Т. Регулирование внешнеторговой деятельности: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. - С. 25..
Немаловажным компонентом государственного регулирования в области внешнеэкономических связей является валютно-финансовое регулирование внешнеэкономических связей.
Через валютно-финансовое и кредитное регулирование государство осуществляет реализацию собственной валютной политики.
П. А. Цыганкова отмечает, что валютная политика государства - это комплекс экономических, правовых и организационных мер, проводимых государственными органами.
Под государственными органами понимаются центральные финансовые учреждения страны, национальные (государственные) банки и международные валютно-финансовые организации Цыганкова П. А. Теория международных отношений: Хрестоматия. - М.: Гардарика, 2009. - С. 132..
Таким образом, основными целями государственного регулирования в области внешнеэкономических связей являются следующие:
- использование внешнеэкономических связей с другими странами и регионами для эффективного функционирования в стране рыночной экономики;
- содействие повышению качества национальной продукции и производительности труда страны, которое производится путем приобретения различных лицензий и патентов, новых технологий, а также качественного сырья, материалов и комплектующих;
- формирование оптимальной защиты национальных внешнеэкономических интересов страны и защиты внутреннего рынка;
- формирование и поддержание благоприятного международного режима, который реализуется через взаимоотношения с другими странами, регионами и международными организациями Сажина М. А. Научные основы экономической политики государства: Учебное пособие. - М.: Инфра - М, 2011. - С. 224 - 225..
Все вышеизложенное позволяет утверждать, что регулирование внешнеэкономических связей является важнейшим механизмом, необходимым, в первую очередь, для защиты интересов государства.
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования внешнеэкономических связей России с Францией
- 1.1 Суть и понятие государственного регулирования в области внешнеэкономических связей
- 1.2 Нормативно - правовое обеспечение внешнеэкономических связей России с Францией
- 1.3 История и современное состояние внешнеэкономических связей России и Франции
- Российская модель государственного регулирования внешнеэкономических связей
- Глава II. Предметы ведения санкт-петербурга
- Тема 25. Внешнеэкономические связи
- Государственное регулирование внешнеэкономических связей
- Предметы ведения и компетенция Губернатора Санкт-Петербурга в области градостроительства и архитектуры.
- Работа в Санкт-Петербурге
- 5. Внешнеэкономические связи
- 7.5. Международные и внешнеэкономические связи
- 39. Государственное регулирование внешнеэкономических связей.