logo
Военная безопасность Азиатско-Тихоокеанского региона и военная стратегия КНР

1. Эволюция военной стратегии Китайской Народной Республики в Азиатско-Тихоокеанском регионе

До 1970-х гг., Китайская Народная Республика поддерживала коммунистические организации и повстанческие движения в других странах Азии, прежде всего в Юго-Восточной Азии (Индокитай, Бирма, Таиланд), предоставляя материальную помощь и содействие в подготовке кадров. Однако, поскольку ее отношения со странами региона становились все более открытыми и постепенно нормализовывались, Пекин отказался от этой политики. Китай имеет только одного формального союзника в регионе в лице Северной Кореи. Пакт по дружбе и обороне, заключенный в 1961 г., так и не был отменен и продолжает оставаться в силе по сей день. Кроме того, Китай поддерживает очень тесные отношения с Пакистаном, которые также включают в себя военное измерение. Но отношения КНР с Северной Кореей и Пакистаном не свободны от проблем. Северная Корея почти полностью зависит от китайских энергетических и продовольственных поставок, однако в течение последних нескольких десятилетий упорно доказывает устойчивость к попыткам Пекина оказывать влияние на страну, например, в отношении проведения ядерных испытаний. Традиционная дружба Китая с Пакистаном осложнена напряженностью в связи с нестабильностью его южно-азиатского соседа и террористической деятельностью в китайском регионе Синьцзян, который граничит с Центральной Азией и Пакистаном. По официальным данным, Китай проводит политику воздержания от военных союзов (договор с Северной Кореей, как правило, не упоминается). Пекин всегда подчеркивает, что его сотрудничество с другими странами не направлено против третьих стран. Это относится, например, к Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), членами которой являются Китай, Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. Военные союзы, такие как, например, сформированы США, Пекин официально характеризует как обладающие «ментальностью холодной войны» и, таким образом, их отрицает.

В течение последних двух десятилетий, однако, Китай также начал расширять военные контакты с другими странами, в том числе со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. С 1995 г. публикуемые Пекином официальные документы по вопросам обороны также включают раздел о «международном сотрудничестве в области безопасности». Руководство Китая, видимо, пришло в начале 2000-х гг. к осознанию того, что положительные аспекты более тесного военного обмена с другими странами перевешивают негативные последствия. Эти преимущества включают в себя повышение уровня доверия в отношениях, увеличение оперативного опыта, а также возможность продемонстрировать прозрачность, чтобы, таким образом, противостоять критике в отношении Китая в этой области.

Уже к концу холодной войны, Китай значительно улучшил свои военные связи с несколькими соседними странами. Изначально китайская поддержка была направлена, главным образом, Мьянме и Камбодже в виде оборудования и содействия при проведении подготовки кадров. К концу 1990-х гг., Пекин начал прощупывать возможность выстраивания отношений в области безопасности и обороны и с другими странами Юго-Восточной Азии, в том числе с союзниками США. Вследствие чего последовал ряд совместных деклараций, направленных на содействие установлению более тесных контактов в области безопасности: с Таиландом, Малайзией, Брунеем и Индонезией в 1999 г., и Сингапуром, Филиппинами, Лаосом, Камбоджой и Вьетнамом в 2000 г.

Процесс конкретизации этих договоренностей, однако, шел медленно. В любом случае, сотрудничество в области безопасности между Китаем и странами Юго-Восточной Азии меняется по интенсивности. Китай регулярно обменивается военными делегациями со всеми государствами-членами АСЕАН. Кроме того, Таиланд, Филиппины, Вьетнам, Индонезия и Сингапур ведут с Пекином диалоги по вопросам безопасности Gudrun Wacker. Op. cit. P. 26..

Китай не проводил совместных военных маневров c другими странами до маневров с Кыргызстаном в 2002 г. В этом же году было положено начало ежегодных маневров под эгидой Шанхайской организации сотрудничества, в которых в различных сочетаниях приняли участие Россия и страны Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан). В морском секторе Китай также начал проведение совместных военных учений с некоторыми из его соседей (в том числе даже с Тайванем), прежде всего в области ликвидации последствий стихийных бедствий и в рамках «поисково-спасательных» операций. В то же время Китай активизировал дипломатические поездки своих военных представителей с целью укрепления доверия. Такие меры не могут рассеять региональную озабоченность по поводу долгосрочных амбиций Пекина, но они, по крайней мере, служат для создания большей прозрачности военной политики Китая и установления различных форм сотрудничества.

Совместные учения проводятся также с отдельными странами-членами АСЕАН, такими как Таиланд (2005 г. - борьба с терроризмом, гуманитарная помощь и ликвидация последствий стихийных бедствий) и Сингапуром (2009 г. и 2010 г. - борьба с терроризмом). Тем не менее, тот факт, что Таиланд и Сингапур тесно взаимодействуют с США в сфере безопасности, ограничивает их сотрудничество с Китаем. В 2011 г. и 2012 г., также имели место совместные контртеррористические учения с Индонезией.

С 2011 г. Китай поддерживает оборонно-стратегический обороне диалог с Южной Кореей. В 2014 г. вскоре после официального визита нового главы Китая, государственного и партийного лидера Си Цзиньпина, в Южную Корею оба государства создали военную горячую линию.

Китай и Австралия также поддерживают оборонно-стратегический диалог. В ходе 16-го тура подобных переговоров в январе 2014 г. две страны подписали план действий, который намечает дальнейшее сотрудничество в морских вопросах, в стратегическом диалоге по вопросам политики, обмен опытом в области профессиональной подготовки кадров и проведение совместных учений. Ежегодные встречи на высшем уровне проводятся с 2003 г., также поддерживается формат диалога по стратегии и внешней политике между министрами иностранных дел двух стран. В регионе планируется совместные двусторонние и трехсторонние военные маневры (совместно с США).

В 2008 г. Китай и Япония договорились проводить совместную разведку нефти и газа в Восточно-Китайском море, однако никакой последующей деятельности по итогам этого политического соглашения не было. Создание прямой линии связи для чрезвычайных ситуаций, по поводу которой Токио и Пекин неоднократно проводили переговоры (в последний раз в 2012 г.), до сих пор не реализовано. В конце 2011 г. две страны договорились наладить диалог высокого уровня по морским вопросам и подключить к ним министров иностранных дел и обороны, а также другие различные органы. Первая встреча состоялась в мае 2012 г., но в связи с последующим ростом напряженности в отношениях Китая и Японии по поводу спорных территорий, функционирование формата было приостановлено.

В сентябре 2014 г. переговоры по морским спорным территориям были возобновлены, что может свидетельствовать о том, что обе стороны заинтересованы в деэскалации конфликта Shannon Tiezzi, The Latest Sign of a China-Japan Thaw // The Diplomat, 2014. Available at: http://thediplomat.com/2015/06/the-latest-sign-of-a-china-japan-thaw-2/ (accessed: 27.03.2016).. В официальных заявлениях, опубликованных Токио и Пекином незадолго до саммита АТЭС в ноябре 2014 г., обе стороны, по крайней мере, признали, что у них есть разногласия. Приведут ли эти события к сближению и возможности обеспечить устойчивое управление кризисом, еще предстоит выяснить.

Отношения между Китаем и Индией также остаются двойственным. В 1962 г. обе страны вели борьбу, результат которой был решен в пользу Китая. В то время как Китай выяснил свои национальные сухопутные границы со всеми другими непосредственно соседними странами в 1990-е гг., то вопрос о границах с Индией еще предстоит решить. В 1993 г. обе страны только договорились о поддержании мира вдоль так называемой линии фактического контроля и о принятии мер по укреплению доверия, направленных на реализацию этого соглашения. В самом деле, не было никакой эскалации конфликта вдоль границы, хотя китайские вооруженные силы неоднократно посягали на индийские территории. С 2007 г. обе стороны регулярно встречаются для ведения диалога в области обороны. Кроме того, было проведено несколько совместных маневров Annual Report to Congress: Military Power of the Peoples Republic of China 2009 // Office of the Secretary of Defense, of the USA, 2009. Available at: http://www.defense.gov/Portals/1/Documents/pubs/China_Military_Power_Report_2009.pdf (accessed: 6.05.2016)..

Китай и Тайвань тоже проводили совместные маневры в последние годы, хотя они были ограничены поисково-спасательными операциями.