logo
Внутренняя и внешнеэкономическая сфера США

2.1 Внешняя торговля США

Более чем за два столетия существования США в качестве государства их внешняя торговля и глобальная экономическая политика резко изменили свою направленность. За первые годы истории США их государственная власть и деловое сообщество основное внимание уделяли развитию внутренней экономики, независимо от того, что происходило за рубежом. Однако со времени Великой депрессии тридцатых годов XX века и Второй мировой войны страна, в общем и целом, стремилась к снижению торговых барьеров и координации мировой экономической системы. Подобная приверженность свободной торговле имеет экономические и политические корни.

На современном этапе благодаря ёмкому внутреннему рынку экономика США по сравнению с экономикой зарубежной Европы и Японии отличается меньшей «открытостью». Тем не менее, внешнеэкономические связи имеют большое значение для этой страны.

По данным на 2011 год экспорт составил $1.511 триллиона, а в 2010 году $1.289 триллиона. В экспорте США преобладают сельскохозяйственные продукты (соя, фрукты, зерно) - их доля составляет 9,2%; индустриальные поставки (органические химикаты) - 26,8%; средства производства (транзисторы, самолёты, части автомашины, компьютеры, телекоммуникационное оборудование) - 49,0%; товары народного потребления (автомобили, лекарства) - 15.0% The World Factbook.

Географическое положение Соединенных Штатов (основная территория США расположена на Североамериканском континенте и простирается от Атлантического океана на востоке до Тихого океана на западе) объясняет основных экспорт-партнёров таких как Канада (доля экспорта в 2010 году составляет 19,4%), Мексика(12,8%), но так же США имеет таких экспорт-партнёров как Китай(7,2%), Япония( 4,7%). Данные публикации The World FactBook

Внешняя торговля США в 2010 году характеризовалась высокими темпами роста: экспорт увеличился на 21% по сравнению с предыдущим годом, импорт же увеличился на 23%. Расчёты «Вланта» по данным United States International Trade Commission позволяют увидеть неоднородность этого процесса.

В экспорте из 97 позиций товарной номенклатуры рост был зафиксирован по 87. Из наиболее крупных позиций наибольшим приростом характеризовались «руды»(+59%), «медь»(+54%), «хлопок и ткани из него»(+53%), «топливо»(+47%), «неклассифицированные товары», «драгоценные металлы и камни»( по +36%), «средства наземного транспорта» (+35%), «органические соединения», «масла и жиры» (по +33%), «лакокрасочная продукция» (+32%), «вода, напитки, спирт» (+31%), «целлюлоза» (+30%). Снижение экспорта на 4,5% было отмечено по такой крупной позиции как «летательные аппараты».

Наибольший удельный вес в экспорте США в 2010 г. имели статьи:

«механическое оборудование и техника, компьютеры»(14,3%),

«электрическое оборудование, теле- и радиоаппаратура» (11,8%),

«средства наземного транспорта» (7,7%),

«топливо» (6,3%),

«летательные аппараты» (6,2%),

«оптика, приборы, медицинская техника» (5,8%),

«пластмассы» (4,2%),

«драгоценные металлы и камни» (4,1%),

«неклассифицированные товары» (3,3%),

«органические соединения», «фармацевтическая продукция» (по 3,2%).

В импорте из 97 позиций сокращение было отмечено только по 4, в том числе по 3 сравнительно крупным: «табак и табачные изделия» - на 10%, «зерновые» - на 9%, «оружие и боеприпасы» - на 3,5%. Наиболее крупный прирост зафиксирован по таким крупным статьям как: «чёрные металлы»(+73%), «удобрения»(+61%), «драгоценные металлы и камни»(+45%), «каучук и резинотехнические изделия»(+41%), «медь», «средства наземного транспорта»(по +40%), «топливо»(+30%).

Важнейшими позициями импорта США традиционно являются «топливо» (в 2010 году составило 18,4%), «электрическое оборудование, теле- и радиоаппаратура»(13,4%), «механическое оборудование и техника, компьютеры»(13%) и «средства наземного транспорта»(9,5%). Другими важными статьями в 2010 г. были «фармацевтическая продукция»(3,2%), «оптика, приборы, медицинская техника»(3%), «неклассифицированные товары»(2,8%), «драгоценные металлы и камни»(2,7%), «органические соединения»(2,5%), «мебель, осветительная техника»(2,1%), «трикотажная одежда»(2%). Данные консалтинговой компании «Влант» - сообщение: «Тенденции внешней торговли США в 2010 году в разрезе товарных групп». http://vlant-consult.ru