logo
Внешняя политика Турецкой Республики во второй половине XX в.

ВВЕДЕНИЕ

В современных международных отношениях проблема изучения внешней политики Турецкой республики представляется интересной и вместе с тем актуальной темой. Государство обладает уникальным географическим положением, но не имеет собственных военных и экономических ресурсов. Отсутствие месторождений нефти и неразвитость тяжёлой индустрии, а, следовательно, и собственного ВПК, делают его сильно зависимым от импорта вооружений. Поэтому лидерство в регионе может быть сохранено только в тесном взаимодействии с Западом. С 23 февраля 1945 г., Турция участвовала во Второй мировой войне на стороне антигитлеровской коалиции, обеспечив себе участие в ООН, а также участие в американских программах послевоенного восстановления мира. Доктрина Трумэна и план Маршалла обеспечили Турции экономическую стабилизацию и модернизацию экономики, техническое вооружение армии и флота. Турция в биполярном мире являлась последовательным сторонником и союзником США. Государство в 1952 г. вступило в НАТО и до сегодняшнего момента внешнеполитическое стремление в сторону Запада остаётся приоритетным. С самого начала Турция пыталась с помощью Западных стран лидировать в регионе, что в дальнейшем отрицательно сказалось на ее международном положении, в результате чего доверие мусульманских стран к Турции было ослаблено.

Объектом исследования являются проблемы межгосударственных отношений Турецкой республики со странами Запада и со странами Ближнего и Среднего Востока, СССР, а также состояние и тенденции развития отношений между странами в политической, экономической и военной областях.

Предметом исследования является проводимая Турцией внешняя политика во второй половине XX века.

Историография внешней политики Турции представлена трудами авторов советского периода, российскими, западными и турецкими исследователями, политологами и дипломатами.

Монографии и статьи советского периода по турецкой проблематике можно разделить на несколько частей, в зависимости от периода и от оценки происходящих событий. С 1945 по 1965 гг. в отечественной историографии высказываются общие негативные взгляды по поводу развития страны, американо-турецких отношений и в целом внешней политики Турции. Так, в книге Ю.А. Двоюрова политика кабинета и президента Турции характеризуется как антинародная, антинациональная Двоюров Ю.А. Турция - активный участник агрессивных блоков. М., 1958.. М.А. Гасратян рассматривает стремление Турции к интеграции в западные структуры как попытку стать полноправным лидером в регионе Гасратян М.А. Турция в 1960-1963 годах. М., 1965.. В.М. Алексеев описывает основные тенденции внешней политики Турции, где причиной сотрудничества с Западом является сложная внутриполитическая обстановка, что вызвано борьбой социально-политических сил страны Алексеев В.М. Внешняя политика Турции. М., 1961. .

С середины 1960-х и до середины 1980-х гг. начинается новый этап советской историографии изучения истории Турции, который характеризуется более гибким рассмотрением турецкой внутренней и внешней политики.

Российский ученый-тюрколог Борис Поцхверия рассматривает национальные проблемы, проблемы экономического развития, военного сотрудничества с Западом Поцхверия Б.М. Основные этапы советско-турецких отношений. Проблемы истории Турции. М., 1980.. Особой темой становится «потепление» в советско-турецких отношениях, которому предшествовал Кипрский кризис 1964-1965 гг. В книге Поцхверия «Внешняя политика Турции в 60-х-80-х гг. XX в.» сравниваются отношения Турции с СССР и США, рассматриваются предпосылки участия Турции в НАТО, союза с США, ограничения отношений с СССР.

Также в книге определяются и анализируются турецкие концепции внешней политики, рассматриваются позиции ученых разных направлений; определяются внутри- и внешнеполитические факторы, влияющие на внешнюю политику Турции; освещается многосторонняя политика, осуществляющаяся с середины 1960-х гг., анализируются предпосылки перехода к ней, ее основы Поцхверия Б.М. Внешняя политика Турции в 60-х - начале 80-х годов ХХ в. М., 1986..

Чтобы понять причины выбранного внешнеполитического курса, необходимо рассмотреть и внутренние предпосылки. Так, в книге В.И. Данилова «Политическая борьба в Турции» рассматриваются основные направления и особенности политической борьбы в Турецкой Республике в 50-е - начале 80-х гг. XX в. Анализируется социальная база, программы и деятельность основных буржуазных и легальных левых партий в этот период, их влияние на внешнеполитический курс страны. Одновременно предметом рассмотрения является политическая активность турецкой армии, размещение на территории Турции натовских военных баз Данилов В.И. Политическая борьба в Турции. М., 1985..

Из современных российских авторов следует выделить Е.И. Уразову, которая в своей книге «Экономика Турции», показала как внутренние, так и внешние источники экономического роста, которые базируются на экономической помощи США и экономическом сотрудничестве с Россией Уразова Е.И. Экономика Турции. От этатизма к рынку (внутренние и внешние источники экономического роста). М., 1993..

В.Б. Дружиловский в книге «Турецкая республика в 1980-1990 гг.» показал внешнеполитическую направленность Турции после военного переворота 1980 г., и возникшие проблемы во внешней политике нового правительства.Дружиловский С.Б. Турецкая республика в 1980-1990 гг. М., 1998..

Особый интерес в изучении внешней политики Турции и во взаимоотношениях с СССР представляют записки посла СССР в Турции 1974-1983 гг. А.А. Родионова, где прослеживается период налаживания отношений с СССР в экономической области, и стремление Турции не останавливаться только на достигнутом уровне Родионов А.А. Записки посла СССР в Турции 1974-1983 гг. // Новая и новейшая история. 1999, № 1. .

Анализ работ турецких авторов позволяет установить «теоретическое обоснование» в них позиций правящих кругов Турции по основным проблемам внешней политики страны и путям их решения. По главной проблеме - преимущественной ориентации на западные державы - в турецкой науке имеются две основные точки зрения.

Первая точка зрения, характерная для большинства турецких ученых и заключается в том, что Турция установила после второй мировой войны военно-политическое сотрудничество с США, вступила в 1952 г. в НАТО из- за мифической «советской угрозы». Возникновение этой «угрозы» они связывают с денонсацией СССР советско-турецкого договора 1925 г., с советскими предложениями 1945 - 1946 гг. о возможной подготовки нового договора относительно режима черноморских проливов. Такой точки зрения придерживаются Ф. Дж. Эркин Эркин Ф. Дж. Внешняя политика Анкары. URL://www.turtsia.ru/rus/index/dis/ politika /1980. [Дата обращения:11.03.2010]. и И. Чамлы Чамлы И. Сегодня - Америка и Турция. URL://www.lomonosovmsu.ru/archive/ Lomonosov_ 2002/12/WH/Chamli.pdf. [Дата обращения:12.03.2010]., навязывающие тезис о «советской угрозе» и об «отсутствии доверия» к политике СССР, как факторы, определяющие военно-политическое сотрудничество с западными державами.

Вторая точка зрения, характерная для небольшого числа турецких авторов, заключается в том, что сотрудничество Турции с западными державами определяется стремлением правящих кругов с помощью союзников гарантировать свое господствующее положение в стране. В соответствии с этим тезисом сохранение военно-политического сотрудничества Турции с Западом объясняется реакционной политикой ее правящих кругов. Анализируя внешнюю политику Турции, Н. Устюн подчеркивает, что Турция вступила в НАТО не ради безопасности, а ради интересов США, предоставив им возможность иметь военные базы на своей территории Устюн Н. Америка и американцы в Турции. М., 1971..

Т. Атаёв отмечает классовый характер внешней политики Турции, ее взаимосвязь с внутренней политикой. Также он указывает, что советская политика второй половины XX в. была направлена на развитие дружбы двух стран Атаёв Т. США, НАТО и Турция. М., 1973..

Работы западных авторов по Турции направлены на обоснование прозападного курса страны, ее роли и места в военно-политической системе Запада. В работах по международным отношениям на Ближнем и Среднем Востоке, в Восточном Средиземноморье основное внимание обычно обращается на военно-политические и военно-стратегические аспекты, связанные с политикой турецких союзников в регионе, и на место Турции в нем. Среди работ западных авторов значительное место занимают работы Ф. Вали, в которых освещаются вопросы внешней политики Турции. В книге «Мост через Босфор» он обрисовывает стратегическое и геополитическое положение Турции в плане оправдания ее союза с Западными державами, и отмечает, что Турция синхронизировала свою политику с политикой главных держав НАТО, особенно США. Важным является указание автора на преемственность ориентации Турции на Запад, что смены правительства не меняют внешнеполитический курс страны Вали Ф. Мост через Босфор. М., 1971..

Целью данного исследования является комплексное рассмотрение внешней политики Турции во второй половине XX в., позиций Турецкой республики на международной арене.

Задачи исследования:

* определить внешнеполитические приоритеты Турецкой Республики во второй половине XX в.;

• рассмотреть политику Турции в отношении арабских стран конца 1940-х - начала 1960-х гг.;

• проанализировать состояние американо-турецких отношений, проблемы вступления и участия в НАТО;

• проследить этапы развития отношений Турции с Россией;

• изучить позицию Турции в Восточном регионе;

• изучить вопрос турецко-греческих противоречий, проблему Кипра;

• рассмотреть экономическое положение Турецкой республики и его влияние на проведение государством внешней политики;

• исследовать влияние внутренних факторов на формирование внешней политики Турецкой Республики.

Хронологические рамки исследования охватывают период внешней политики Турецкой Республики второй половины XX века: середина 1940-х - начало 1990-х гг.

В 1945 г. Турция становится государством-членом ООН, что усиливает ее роль на международной арене. В 1991 г. после распада СССР, Турция получила подтверждение полной поддержки США в отношении проводимой внешней политики, и налаживает с Россией только экономические связи. Также, именно в этот период с середины 1940-х по начало 1990-х гг. произошли кардинальные преобразования внутри самой страны - два правительственных переворота в 1960 г. и в 1980 г.; Турция стала принимать активное участие в региональных и международных организациях; стала развивать экономические и военные отношения со странами Запада, Ближнего и Среднего Востока, СССР.

Географические рамки включают в себя Турецкую Республику, а так же страны, с которыми она наиболее активно взаимодействует на международной арене: страны Запада, Ближнего и Среднего Востока, Россию.

Методологической основой дипломной работы выступили принципы историзма, научной объективности, а также исторический и системный подход. Следование принципу историзма предполагало изучение процессов и явлений во взаимосвязи и хронологической последовательности, с учетом породившей их конкретно-исторической обстановки. Внешняя политика Турецкой Республики рассматривалась во взаимодействии с другими странами и международной обстановкой в разный временной период. Принцип научной объективности позволил рассмотреть разные точки зрения советских, российских, западных и турецких авторов по вопросам внешней политики Турции.

Исторический подход позволяет на основе проводимой внешней политики Турции выявить основные направления проводимого курса и определить тенденции его развития.

Системный подход позволил рассматривать внешнюю политику Турции на основе политических, экономических и внутренних факторов как единый, непрерывно взаимодействующий между собой механизм.

В данной работе в качестве источников были использованы различные документы, соглашения, декларации.

Во-первых, это законодательные акты Турецкой Республики, формирующие основы внешней политики государств, а также документы НАТО и ООН. Концепция национальной безопасности 1961 г. базируется на военно-политическом союзе с США, участии в НАТО как гарантии суверенитета и территориальной целостности страны Концепция национальной безопасности Турецкой республики 1961 г. //URL: http://www.allaboutturkey.com/tmst/google/konsep.html. [Дата обращения: 20.02.2010].. Документ НАТО о принятии Турции в члены военной организации, где прописываются обязательства Турции перед Альянсом и возможности размещения военных баз The Strategic Concept for Defens of the North Atlantic Area. 19.10.1949. URL: http:// www.natollaboutturkey.com/tmst/google/konsep.html. [Дата обращения: 20.02.2010]. Резолюция ООН 1965 г. по кипрскому вопросу, предложенная 32 странами и принятая 18 декабря 1965 г., высказала пожелание всем государствам уважать территориальную целостность и суверенитет Кипра Резолюция ООН от 18 декабря 1965 г. //URL: http://www.un.org/russian/ documen/decla rat /1948-1969.html. [Дата обращения: 10.03.2010].. Резолюция ООН 1974 г., направленная на урегулирование турецко-греческого конфликта, с призывом к воюющим сторонам «в качестве первого шага прекратить огонь» Резолюция ООН от 20 июля 1974 г. URL: http://www.un.org/russian/ documen/decla rat/1969-1979.html. [Дата обращения: 10.03.2010]..

При рассмотрении политики с арабскими странами были использованы следующие документы: Договор между Турцией и Ираком о дружбе и добрососедских отношениях 29 марта 1946 г Договор между Турцией и Ираком о дружбе и добрососедских отношениях 29 марта 1946 г. URL: http://hronos. km.ru/land/194_irak.html. [Дата обращения: 17.02.2010]. и Турецко-пакистанский договор о дружбе и сотрудничестве Турецко-пакистанский договор о дружбе и добрососедских отношениях 29 марта 1946 г. URL:/http://hronos.km.ru/land/194_irak.html. [Дата обращения: 17.10.2010.].

Во-вторых, при написании исследования в качестве источников использовались тексты выступлений и заявлений руководителей и официальных лиц Турецкой Республики. Использование этих материалов в качестве первоисточников дает возможность из первых рук получать информацию о позиции лидеров по ключевым вопросам развития политических процессов в регионе и мире. В речах министра иностранных дел Турции Ф. Зорлу говорилось о развитии основ внешней политики, отстаивалась прозападная ориентация при налаживании отношений между Востоком и Западом Выступления министра иностранных дел Турции Ф. Зорлу. URL:/http://dic.acade mic.ru/dic.nsf/bse/66543.html. [Дата обращения: 17.02.2010.]. В речах другого министра иностранных дел X. Байлюкена также обосновывались основы внешней политики и ее дальнейшее направление Турция - Великое национальное собрание и Правительство с 1946 г. Речи министра иностранных дел Турции Х. Байлюкена . URL:/http://www.pe-a.ru/Tu/Tu-Press-ru.html. [Дата обращения: 03.03.2010]..

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.