logo
Экономические и социальные последствия вступления России в ВТО

1.1 Общая характеристика ВТО

Первого января 1995 года начала свою работу Всемирная торговая организация, представляющая собой эволюционировавший вариант Генерального соглашения по тарифам и торговле от 1947-го года. Предназначением ВТО является координация и управление торгово-политическими отношениями участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовой основополагающей частью современной международной торговли.

Соглашение об учреждении ВТО предполагает под собой создание регулярно координирующего форума стран-членов для разрешения вопросов, имеющих отношение к многосторонним торговым отношениям, регулированием исполнения соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО действует аналогично ГАТТ, но при этом контролирует широчайший ряд торговых соглашений (включая вопросы сферы услуг и интеллектуальной собственности) и имеет в разы возросшие полномочия в связи с усовершенствованием процессов принятия решений и их исполнения членами организации. Одной из важнейших частей ВТО является система по разрешению торговых конфликтов. Ушкалова Д., Головнин М. Теоретические подходы к исследованию международной экономической интеграции. Научные доклады ИЭ РАН. -- М., 2011. -- С. 38--39.

С 1947 г. обсуждение глобальных вопросов либерализации и путей развития мировой торговли происходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. На данный момент проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и проходит девятый. Главной целью ВТО является дальнейшая либерализация мировой торговли и создание справедливых условий конкуренции.

Основными принципами работы ГАТТ/ВТО являются:

предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;

- транспарентность торговой политики;

- отказ от использования количественных и иных ограничений;

- предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;

- регулирование торговли благодаря тарифным методам;

- разрешение торговых споров с помощью консультаций и переговоров и др

Главными функциями ВТО являются:

- контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда

- проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами;

- разрешение торговых конфликтов - отслеживание ситуации национальной торговой политики стран-членов и её анализ;

- практическая помощь развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО;

- сотрудничество с международными специализированными организациями.

Ниже представлен ряд основных преимуществ от членства в ВТО:

· обеспечение наиболее благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе высокоточного прогнозирования и устойчивого развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включающего транспарентность их внешнеэкономической политики;

· устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;

· возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами.

Процесс интеграции во Всемирную торговую организацию, устоявшийся за 50 лет существования системы торговых отношений в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГААТ) имеет четкую последовательность и состоит из нескольких этапов. На примере стран, недавно ставших участниками ВТО, можно увидеть, что этот процесс занимает около 5-7 лет. Описываемые далее процедуры интеграции в полной мере распространяются на Россию.

На протяжении первого этапа специальными рабочими комиссионными группами производится всесторонний анализ экономической, производственной, торговой и политической систем страны изъявившей о своих планах интеграции во Всемирную торговую организацию на предмет их соответствия стандартам и целям ВТО по основным показателям этих систем.

После этапа предварительного анализа на соответствие стандартам наступает период экономико-политического консалтинга и глубоких переговоров об специфических условиях сотрудничества интегрируемой страны с организацией. Переговоры по интеграции России велись рабочей группой из 59 стран и Европейского Союза, касаясь проблематики экономических уступок доступа членам ВТО на отечественные рынки, обязательств России при членстве в торговой организации и урегулировании прав РФ на мировой экономической арене.

Для контроля деятельности членов ВТО и соблюдения прав и обязанностей всех участников существует Орган по разрешению споров (ОРС), предупреждающий противоправные действия со стороны стран и обязывающий к исполнению на национальном уровне свои решения.

Итоги переговоров по либерализации доступа на рынки и условиям присоединения формализуются в виде перечня документов, таких как доклад Рабочей группы, список обязательств по тарифным уступкам, перечень специфических обязательств по услугам и протокол о присоединении.

Основным условием при интеграции стран-соискателей в ВТО является стандартизация их национального законодательства и видоизменение внешнеэкономической деятельности в рамках положения набора соглашений Уругвайского раунда переговоров.

В заключительном этапе происходит процесс ратификации законодательными органами страны-претендента пакета документов утвержденных Рабочей Группой и Генеральным советом. На этом этапе окончательно утверждаются права и обязанности интегрируемой в ВТО страны, после чего она становится полноправным её членом.