2. Формы внешнеэкономической деятельности предприятия
Внешнеэкономическая деятельность может осуществляться в трех основных формах: в ходе экспортно-импортных операций, путем создания предприятий с иностранными инвестициями и на основе совместной предпринимательской деятельности.
Экспортно-импортные операции могут выполняться двумя способами: прямым и косвенным.
При прямых операциях предприятие ведет экспортно-импортную деятельность самостоятельно, используя для этого собственные специализированные службы в России и за рубежом, а также действуя через зарубежных агентов.
При косвенных операциях экспортно-импортная деятельность ведется через независимых посредников - международных торговцев.
Прямые операции требуют серьезных начальных капиталовложений, подготовленных кадров, разветвленного аппарата за рубежом и большого опыта. Поэтому они обычно ведутся крупными предприятиями, располагающими значительными ресурсами.
Косвенные операции характерны для сравнительно небольших предприятий, начинающих международную коммерческую деятельность и стремящихся избежать свойственного ей риска.
Различают активные и пассивные экспортно-импортные операции. Активные связаны с реализацией стратегии продвижения на зарубежные и отечественный рынки, пассивные - имеют целью решение повседневных задач, например ликвидацию временного дефицита определенного товара, реализацию излишков сезонных товаров и т.п.
Технология проведения экспортно-импортной операции предусматривает ряд циклов:
Нулевой цикл - создание предпосылок для экспорта или импорта; здесь идет выяснение экспортных возможностей и импортных потребностей.
Первый цикл - предоперационная деятельность, которая складывается из следующих шагов:
экспортер исследует рынок и делает предложение о продаже;
импортер исследует рынок и делает запрос или заказ;
экспортер подтверждает получение запросов или заказов от импортеров и анализирует их условия;
импортер подтверждает получение предложений от экспортеров и анализирует их условия;
экспортер делает выбор торгового партнера; импортер соглашается (или не соглашается) с этим выбором.
Второй цикл - заключение контракта; он складывается из следующих шагов:
экспортер подтверждает заказ и готовит проект контракта;
импортер готовит проект контракта;
экспортер и импортер согласовывают контракт в ходе переговоров.
Третий цикл - обеспечение выполнения контракта; он складывается из следующих шагов:
экспортер при необходимости оформляет импортную лицензию;
импортер дает экспортеру инструкции по транспортировке;
экспортер изготавливает и отгружает товар;
экспортер или импортер страхует груз;
экспортер и импортер обеспечивают необходимые документы для перехода груза через границу;
банк импортера переводит деньги экспортеру.
Четвертый цикл - отгрузка и перевозка товаров; он складывается из следующих шагов:
экспортер готовит товар к отгрузке и по готовности информирует импортера;
экспортер обеспечивает транспортировку груза до пункта назначения;
импортер обеспечивает своевременную подачу транспорта в пункте назначения;
таможенный орган страны-экспортера производит досмотр груза;
экспортер и импортер получают информацию о переходе груза через границу;
таможенный орган страны-импортера производит досмотр груза, взыскивает пошлины и сборы и дает разрешение на получение груза (это называется "таможенная очистка груза").
Пятый цикл - выполнение расчетных операций; он складывается из следующих шагов:
импортер направляет экспортеру подтверждение о получении груза;
экспортер направляет импортеру коммерческий счет;
импортер оплачивает груз.
Шестой цикл - заключительные операции; он складывается из следующих шагов:
экспортер и импортер составляют отчеты о реализации контракта;
проводятся переговоры по результатам анализа отчетов;
намечаются мероприятия по необходимому в соответствии с проведенным анализом совершенствованию предпринимательской деятельности.
Внешнеэкономическая деятельность путем создания предприятий с иностранными инвестициями имеет целью получение прибыли на основе привлечения в российскую экономику иностранных материальных и финансовых ресурсов, совершенной зарубежной техники и технологий, а также передового управленческого опыта.
международная коммерция экспортный импортный
В качестве иностранных инвестиций могут использоваться все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые зарубежными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности:
целевые денежные вклады;
ценные бумаги;
новые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства;
научно-техническая продукция;
имущественные права;
интеллектуальная собственность.
В качестве иностранных инвесторов могут выступать:
иностранные юридические лица (компании, фирмы, предприятия);
иностранные граждане, а также российские граждане, постоянно живущие за границей;
иностранные государства;
международные организации.
Инвестирование на российской территории
осуществляется зарубежными инвесторами следующими путями:
создание предприятий и филиалов предприятий, полностью им принадлежащих;
долевое участие в предприятиях, создаваемых совместно с российскими юридическими и физическими лицами;
приобретение предприятий, имущественных комплексов, ценных бумаг;
приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами;
иные виды деятельности, в том числе предоставление займов, кредитов и имущества.
Иностранные инвестиции на территории России пользуются полной и безусловной правовой защитой. Условия деятельности иностранных инвесторов в России не могут быть менее благоприятными, чем для российских юридических и физических лиц.
Иностранные инвесторы получают государственные гарантии от принудительных изъятий их собственности (национализации, конфискации, реквизиций), а также незаконных действий органов власти и должностных лиц.
Иностранным инвесторам после уплаты ими налогов и сборов гарантируется беспрепятственный перевод за границу доходов от инвестиций, полученных в форме прибыли, дивидендов, платежей за техническую помощь, а также сумм, полученных в связи с частичной или полной продажей инвестиций.
Предприятия с иностранными инвестициями в России создаются и действуют в виде предприятий с долевым участием иностранного инвестора (так называемые совместные предприятия), предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц.
Предприятия с иностранными инвестициями создаются либо путем их учреждения, либо приобретения иностранным инвестором и имеют форму акционерных и других хозяйственных обществ и хозяйственных товариществ, предусмотренную Гражданским кодексом Российской Федерации.
Предприятия с иностранными инвестициями имеют право осуществлять любые законные виды деятельности, соответствующие их уставным целям. Для ведения страховой и посреднической деятельности, связанной с операциями с ценными бумагами, необходима лицензия Министерства финансов Российской Федерации.
Предприятия с иностранными инвестициями имеют право на договорной основе определять цену и условия реализации производимой ими продукции.
Имущество, ввозимое в Россию иностранными инвесторами в качестве вклада в уставной фонд предприятий, имущество, предназначенное для собственного материального производства, а также ввозимое работниками предприятий для личных нужд, освобождается от таможенной пошлины и налога на импорт.
Иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями облагаются налогами в соответствии с российским законодательством. Для таких предприятий, действующих в отдельных регионах России, а также для предприятий, действующих в приоритетных отраслях народного хозяйства (производство продовольствия, строительство, медикаменты), может устанавливаться льготный порядок налогообложения.
Внешнеэкономическая деятельность на основе совместной предпринимательской деятельности с иностранными партнерами осуществляется в следующих формах: производственная кооперация, производство по контракту, управленческий контракт, продажа лицензий, франчайзинг.
Производственная кооперация имеет целью объединить и скоординировать усилия отечественного и зарубежного предприятий по совместному производству некоего сложного продукта.
Производственная кооперация закрепляется специальным долгосрочным соглашением, предусматривающим согласование производственных программ, обмен компонентами изделия, материалами и сырьем, необходимыми для его изготовления. В качестве примера такой кооперации можно привести совместную работу российских и зарубежных предприятий по производству самолетов, для которых иностранные фирмы поставляют реактивные двигатели, а российские - все остальное.
Существует так называемая альтернативная форма кооперации, при которой отечественные и зарубежные фирмы обязуются поставлять определенный продукт только на собственный рынок, а избыток передавать партнеру для использования на его рынках.
Производственная кооперация дает возможность снизить затраты за счет использования налаженных технологий и существующих производственных мощностей. Определенный эффект дает также объединение каналов распределения товаров, систем торговли и послепродажного обслуживания.
Производство по контракту (так называемое подрядное производство) предусматривает заключение зарубежной фирмой долгосрочного соглашения с местным предприятием на производство им определенного изделия или на его сборку. При этом зарубежная компания оставляет за собой полный контроль за продвижением товара на рынок и его реализацией.
Эта форма предпринимательства применима тогда, когда фирме нет смысла развивать в данной стране свои мощности, а выгодно использовать существующие. Это возможно лишь в тех случаях, когда удается найти хорошо технически оснащенное предприятие и есть уверенность в том, что оно будет надежным партнером.
Здесь возникает ряд проблем, которые требуют усилия и внимания:
необходимо произвести дополнительное оснащение предприятия, обучить его производственный и управленческий персонал;
следует особо позаботиться о качестве товара;
принять меры на случай, если местный производитель захочет выйти из-под контроля и организовать собственное дело.
Вместе с тем данная форма внешнеэкономической деятельности получает все большее распространение: многие крупные фирмы именно таким путем производят значительную часть своей "фирменной" продукции. Это объясняется рядом существенных преимуществ производства по контракту:
возможность внедрения на рынки, защищенные таможенными или административными барьерами;
обеспечение контроля за рынком;
минимальные капиталовложения и снижение стоимости производства за счет низкой оплаты труда и других издержек;
уменьшение риска из-за политической и экономической нестабильности (национальное предприятие не подвержено национализации, расчеты в национальной валюте менее зависимы от изменения валютного курса);
создание или поддержание высокого имиджа крупной фирмы на национальном рынке (что особенно важно в странах с большим населением).
Управленческий контракт дает возможность зарабатывать деньги в форме вознаграждения, а иногда и части прибыли, осуществляя управление деятельностью зарубежных компаний. Такая форма коммерции чаще всего применяется в сфере обслуживания, торговле предметами роскоши и других видах деятельности, требующих огромного опыта и особого доверия потребителей.
Данная форма привлекательна тем, что не требует значительных капиталовложений и производственных мощностей, риск потери собственности при этом сводится к минимуму. Привлекает также наличие быстрого и гарантированного дохода.
Однако и эта форма не свободна от теневых сторон. Здесь требуются специалисты действительно мирового класса, чьи управленческие действия и консультации не вызывают сомнений. Кроме того, в случае серьезных просчетов в руководстве можно ожидать предъявления исков по компенсации материальных потерь управляемого объекта.
Продажа лицензий выступает в качестве одного из наиболее доступных способов включения производителя товаров и услуг в международную предпринимательскую деятельность.
Продавец лицензии (лицензиар) заключает с зарубежным покупателем лицензии (лицензиатом) соглашение о продаже прав на использование производственной технологии, патента, товарного знака и другой интеллектуальной собственности за определенное вознаграждение (гонорар или лицензионный платеж).
Достоинством такой формы внешнеэкономической деятельности является то, что лицензиар получает возможность продвижения своего интеллектуального продукта на мировой рынок без каких-либо расходов и риска, получая при этом вознаграждение. Что касается лицензиата, то он получает возможность использовать чужое готовое изобретение, производственную технологию, товар и имя фирмы в своих интересах, не расходуя больших средств на научные исследования и разработки. Весь послевоенный опыт японской промышленности подтверждает преимущества такого рода деятельности.
Вместе с тем продажа лицензий сулит продавцу и покупателю не только радости. Лицензиар на время соглашения лишается возможности единолично пользоваться плодами своего интеллектуального труда, неся при этом порой значительные потери. Лицензиат может и после окончания срока соглашения продолжать работу по совершенствованию лицензионного продукта, составив со временем опасную конкуренцию лицензиару.
Франчайзинг (или франшиза) - одна из форм продажи лицензий (см. также 4.3).
Суть франчайзинга заключается в предоставлении одной фирмой (франчайзером) права другой или другим фирмам на производство ее продукта. Иными словами, это лицензия на право ведения предпринимательской деятельности, в том числе и международной, с использованием имени того, кто дает лицензию.
Франчайзинг может носить исключительный либо неисключительный характер в зависимости от того, одной или нескольким фирмам продается лицензия.
Франчайзинг оформляется договором, заключаемым на определенный период. В соответствии с этим договором получатель франчайзы платит франчайзеру за предоставленные права лицензионный платеж.
Франчайзер предоставляет получателю специализированное оборудование, техническую помощь и консультации, необходимые для производства продукта компоненты, ингредиенты, стандартную упаковку, обеспечивает рекламу и продвижение товара на рынок. За это получатель выделяет франчайзеру определенную часть своей прибыли.
В отличие от обычной продажи лицензий, франчайзинг обеспечивает фирме большие возможности влияния на получателя лицензии и контроля ее деятельности.
- Формы внешнеэкономической деятельности предприятия
- Тема: внешнеэкономическая деятельность предприятий
- 87. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: виды, формы, направления.
- 60. Правовые формы внешнеэкономической деятельности предприятия
- Формы внешнеэкономической деятельности предприятия
- 1. Формы внешнеэкономической деятельности предприятия
- 15.2. Формы внешнеэкономической деятельности предприятия
- 3. Содержание и формы внешнеэкономической деятельности предприятия
- Формы внешнеэкономической деятельности предприятия
- 52. Направления и формы внешнеэкономической деятельности предприятия.