logo
Внешнеэкономическая политика РФ

Введение

Актуальность темы исследования. Темой для курсовой работы я выбрала внешнюю политику Российской Федерации. Эта тема, на мой взгляд, очень актуальна в современном мире. В последние годы на мировой арене произошли существенные перемены. Нарастающие процессы глобализации, несмотря на свои противоречивые следствия, ведут к более равномерному распределению ресурсов влияния и экономического роста, закладывая объективную основу для многополярной конструкции международных отношений. Продолжается укрепление коллективных и правовых начал в международных отношениях на основе признания неделимости безопасности в современном мире. В мировой политике возросло значение энергетического фактора, в целом доступа к ресурсам. Значительно упрочилось международное положение России. Сильная, более уверенная в себе Россия стала важной составной частью позитивных перемен в мире.

В этих условиях качественно возросли роль и ответственность России в международных делах. Главное достижение последних лет - вновь обретенная внешнеполитическая самостоятельность России. Назрела необходимость осмысления новой ситуации, в том числе на доктринальном уровне.

Национальная безопасность России не может быть обеспечена вне глобального и регионального контекста. В условиях глобализации успех внутренних преобразований во все большей степени зависит от влияния факторов, находящихся за пределами наших границ. Более того, очевидно, что Россия может существовать в своих нынешних границах только как активная мировая держава, проводящая инициативную политику по всему спектру актуальных международных проблем на основе реалистичной оценки собственных возможностей.

С другой стороны, прочность международных позиций России напрямую зависит от положения внутри страны. Внутреннее укрепление России делает нашу внешнюю политику более целенаправленной и результативной, а российскую дипломатию - более востребованной в мировых делах. Окрепшая Россия уже стала крупным позитивным фактором развития общемировых процессов. Она в состоянии влиять на мировое развитие.

Во внешнеполитической работе в новых условиях как никогда важно идти от насущных потребностей страны, интересов российских граждан, учитывать реальные факторы, из которых складываются национальная безопасность и процветание России. Для этого нужно в полной мере реализовывать конкурентные преимущества нашей страны, которых немало.

Речь идет и о необходимости совершенствования внешнеполитической работы в современных условиях и с учетом возросших возможностей страны. Иными словами, речь идет об активном участии России не только в реализации международной повестки дня, но и в ее формировании.

Так как тема "Внешнеторговая политика государства" очень широка, и отразить все ее аспекты в реферате невозможно, я решила выбрать два основных направления. Это политика России внутри СНГ и отношения РФ со странами ЕС.

Целью написания курсовой работы является оценка внешней торговой политики России.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

- анализ экономической теории о протекционизме и либерализации внешней торговли;

-оценка основных инструментов современной торговой политики государства: тарифных и нетарифных методов регулирования внешней торговли;

- исследование торговой политики и проблем вступления России во Всемирную торговую организацию.

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

1. Экономическая теория о протекционизме и либерализации внешней

торговли

Нынешняя дискуссия о том, какой должна быть торговля -- «свободной» или «справедливой», и о том, как воздействует открытость рынка на экономику, зачастую носит умозрительный характер, или происходит из-за влияния групп интересов или необъективных соображений. Тем не менее, серьезный анализ развития торговли за последние 500 лет позволяет сделать однозначный вывод, весьма актуальный для данной дискуссии: страны, проводящие политику свободной торговли, процветают, а закрытие рынков ведет к обездоленности и экономическому упадку. Этот вывод подтверждается опытом Нидерланд, Великобритании, США, Японии и Германии. В данной работе мы рассмотрим развитие событий в этих странах.

Зарождение международной торговли

Для экономики Римской империи были характерны развитые торговые связи -- по суше и морю -- в рамках всего Средиземноморья. С ее крушением эта торговая система прекратила существование. В средневековой Европе сельскохозяйственная продукция, производившаяся в автаркических феодальных владениях, потреблялась в основном на месте, что не позволяло эффективно использовать природные ресурсы и осуществить разделение труда. Жизненный уровень большинства крестьян по сути лишь обеспечивал их пропитание. Неурожаи зачастую приводили к массовому голоду. Жизнь людей была тяжелой, примитивной, и недолгой. После появления городов -- еще небольших -- различные ремесленные гильдии начали ограничивать доступ на рынок, а также количество и ассортимент производимой продукции: целью этого было поддержание высоких цен и контроль над сбытом.

Нидерланды

Нидерланды стали одной из первых стран, которая по необходимости начала вновь развивать торговлю в качестве единственно возможного пути к процветанию. Поскольку их страна была невелика и обделена природными ресурсами, голландцы вынуждены были ввозить шерсть, олово и медь из Германии. Чтобы расплачиваться за импортные товары, они развивали промыслы, ориентированные на экспорт. В тот период, когда вся Европа еще оставалась в тисках наложенных гильдиями ограничений, в Голландии процветали ремесла и мануфактуры. В результате там возникли четко определенные и защищенные права частной собственности -- необходимая предпосылка для будущего роста ее экономики.

Утверждение экономической свободы

Переход от средневекового регулирования к ренессансной свободе в Нидерландах происходил не без трудностей и болезненных сбоев. Историк Анри Пиренн (Henri Pirenne) показал, что ремесленные корпорации долго сопротивлялись открытию рынка, но в конце концов, в конце XIV века, вынуждены были уступить:

«Они делали все возможное, чтобы полностью исключить конкуренцию извне. Гент, Брюгге и Ипр установили в прилегающих областях беспрецедентный режим «промышленной исключительности». В окрестные деревни снаряжались военные экспедиции: они обыскивали подворья и уничтожали любые орудия для изготовления тканей. Промыслы в малых городах жестко контролировались со стороны городов больших, которые именем ложных «привилегий», по сути, носивших насильственный характер, не позволяли им копировать собственные изделия из дерева. Этот разгул протекционизма, однако, не уберег ремесла в голландских городах от упадка… К концу XIV века стало очевидно, что эта близорукая политика обречена на провал».

Позднее Нидерланды превратились в главный коммерческий центр Европы. Благодаря развитию морских перевозок и судостроения столица страны Амстердам приобрел контроль над торговлей зерном в балтийском регионе, а также морскими перевозками иных объемных грузов. В результате Амстердам стал центральным товарным рынком Европы, что требовало навыков в области финансов, страхования и иных соответствующих видов деятельности. Возникновение дефицита в любом уголке Европы быстро и точно проявлялось в повышении цен на Амстердамской товарной бирже и росте расценок за грузовые перевозки -- все эти факторы способствовали благосостоянию города.

Свой вклад в развитие страны вносила и веротерпимость. Люди, преследуемые по религиозным мотивам в других странах Европы, например французские гугеноты, селились в Амстердаме, придавая ему динамизм и чрезвычайно способствуя его экономическому процветанию. Императивы торговли также диктовали мирную внешнюю политику и сдерживали рост госаппарата. Как отмечает профессор Кембриджского университета Чарльз Уилсон (Charles Wilson), «Благосостояние торговой республики было несовместимо с произволом -- этим неотъемлемым элементом монархии, подчинявшим торговлю политическим, дипломатическим, фискальным и военным соображениям».

Голландия -- Гонконг своего времени

Потребности торговли также не позволяли развернуться меркантилистской политике. В отличие от других европейских государств той эпохи в Нидерландах не был запрещен вывоз монет и драгоценных металлов, не принимались меры по защите отечественной промышленности, и, по сути, проводилась политика свободной торговли в чистом виде. Уилсон указывает: «Доктрина сбалансированной торговли,… тесно связанная с идеей о необходимости «сбережения» сырьевых ресурсов для прибыльного отечественного производства и экспорта его продукции, защиты собственных промышленников, поощрения развития мануфактур и тому подобного, не могла найти отклика у народа, для которого эти соображения, по объективным причинам, были по сути неактуальны». К XVII веку голландцы стали самым богатым народом на свете. Их страна служила образцом для сторонников свободного рынка и религиозной толерантности в Англии и Америке.

Падение с пьедестала

Однако лидирующие позиции Голландии вскоре были подорваны из-за усиления власти государства и протекционистской политики. К концу XVII века налоги и таможенные тарифы в стране поползли вверх. Это привело к сокращению объема товарооборота и увеличению зарплат: рабочие требовали повысить им жалование в связи с ростом стоимости жизни. Квалифицированная рабочая сила и коммерческая деятельность постепенно перемещалась в другие регионы, например Гамбург, где налоги и тарифы были меньше. В XVII столетии Нидерланды даже отказались от традиционной политики нейтралитета, и вскоре потерпели ряд тяжелых поражений в войнах с Англией. Период голландского великодержавия закончился.

Движущей силой «взлета» Нидерландов была свобода торговли. Голландцы первыми сбросили оковы регулирования и экономических ограничений, отличавших экономику Средневековья. Более того, упадок страны был связан с отказом от этой политики, переходом к протекционизму, и «разрастанием» государства, задушившим в конечном итоге творческие способности и предприимчивость голландского народа.

Великобритания

В XVI веке, когда голландцы устраняли средневековые ограничения торговли, Англия также начала открывать свой рынок. В начале века перестали применяться законы против ростовщичества, ограничения на вывоз необработанного сукна были сняты, а некоторые дифференциальные пошлины -- отменены. Сохраняющиеся торговые ограничения в целом также были ослаблены. Результатом, как выразился историк Ф.Дж. Фишер (F.J. Fischer), стало наступление «одной из величайших эпох свободной торговли в новой и новейшей истории Англии».

К сожалению, первый период свободной торговли продлился недолго. Ко второй половине XVI века торговые ограничения были введены вновь, чтобы защитить отечественную промышленность от последствий депрессии, вызванной государственной монетарной политикой. Однако к 1604 году, когда воздействие депрессии ослабло, Палата общин вновь приняла законы, утверждавшие свободу торговли.

Закрытие рынка в XVII веке

В конце XVII века произошел новый всплеск протекционизма. С 1690 по 1704 год общий уровень импортных пошлин повысился в четыре раза. Прежде всего этот процесс обусловливался необходимостью увеличить доходы казны; на практике, однако, результатом стал возврат к протекционистской тарифной системе. Более того, в то время во Франции министр финансов Людовика XIV, Жан-Батист Кольбер (Jean Baptiste Colbert), пытался повысить доходы государства и придать французской экономике автаркический характер за счет ограничения импорта, в том числе английских товаров, и развития отечественной промышленности. Это спровоцировало ответные «карательные меры» Лондона.

Утверждению протекционизма способствовало и распространение меркантилистских идей английскими публицистами вроде Томаса Муна (Thomas Mun). Эти ошибочные доктрины, увы, сильно перекликаются с сегодняшними теориями. Утверждалось, в частности, что процветание государства зависит от запасов золота и серебра, и накапливать такие запасы следует, вывозя больше товаров, чем ввозится в страну. Сегодня многие политики тоже твердят о необходимости поддерживать положительное сальдо торгового баланса.

Революция Адама Смита

После выхода в 1776 году книги Адама Смита «Богатство народов» теория свободной торговли за считанные десятилетия безоговорочно победила в «идейной борьбе». Смит продемонстрировал, что от свободной торговли и международного разделения труда, которое она формирует, выигрывают все участники этого процесса. Тем не менее, на экономику страны по-прежнему влияли пережитки меркантилистской политики и даже сохранившиеся со времен Средневековья внутренние торговые ограничения. Поэтому для утверждения свободной торговли необходимо было выиграть еще немало яростных баталий.

Среди главных препятствий свободе торговли, сохранявшихся в начале XIX века, следует назвать законы о мореплавании и Хлебные законы. Основополагающий Закон о мореплавании, принятый еще в 1660 году, предписывал, чтобы большая часть торговых перевозок в Англию и ее колонии осуществлялась на британских кораблях с британскими командами. Хлебные законы, действовавшие с 1670 года, устанавливали протекционистские тарифы на импортное зерно для поддержания высоких внутренних цен в качестве стимула для развития отечественного земледелия.

Кампания за либерализацию торговли началась в 1820 году и увенчалась отменой Хлебных законов в 1846-м, и законов о мореплавании в 1849-м. Принципы свободной торговли еще больше укрепил англо-французский торговый договор 1860 года. С этого момента и вплоть до Первой мировой войны Великобритания в основном придерживалась политики свободной торговли.

Экономический гигант

Либерализация торговли стала логическим следствием рыночной экономической политики. Бурно развивающейся британской экономике требовалось все больше импортных товаров, особенно сырья для промышленности и продовольствия для растущего населения; кроме того, страна нуждалась в рынках сбыта для собственной продукции. В этот период Британия была самой богатой и могущественной страной мира. Историк Пол Кеннеди (Paul Kennedy) описывает эту ситуацию следующим образом:

«В 1760-1830 годах на долю Великобритании приходилось примерно две трети промышленной продукции, выпускаемой в Европе, а ее доля в общемировом товарном производстве увеличилась с 1,9 до 9,5%; за следующие тридцать лет благодаря дальнейшему развитию промышленности эта цифра возросла до 19,9%, несмотря на распространение новых технологий в других странах Запада. К 1860 году -- примерно в это время страна, вероятно, достигла зенита своего экономического могущества -- Великобритания обеспечивала 53% от общемирового производства железа, 50% добычи каменного и бурого угля, и потребляла почти половину выращенного на всей планете хлопка-сырца. Великобритания, чье население составляло лишь 2% от населения планеты и 10% от населения Европы, в плане современных производственных мощностей контролировала 40-45% мирового потенциала и 55-60% потенциала Европы. На ее долю приходилась пятая часть мирового товарооборота, и две трети торговли промышленными товарами. Более трети всех торговых судов на планете плавали под британским флагом, и эта доля постоянно увеличивалась. Неудивительно, что в середине викторианской эпохи англичане с восторгом относились к своему уникальному положению, ведь их страна стала… коммерческим центром планеты».

Отход от принципов свободы торговли в Великобритании начался в ответ на действия Германии, чьи власти, под давлением крупных компаний, ввели в 1879 году протекционистский тариф. Вскоре это привело к протекционистским мерам по всей Европе. Хотя поначалу Великобритания сопротивлялась этой тенденции, на пороге XX столетия она также начала предпринимать шаги в том же направлении. Главным сторонником идеи о сохранении свободной торговли в пределах Британской империи при одновременном проведении протекционистской политики в отношении других государств был Джозеф Чемберлен (Joseph Chamberlain). Вот как описывает эту смену курса Лилиан Ноулс (Lillian Knowles):

«В 1886-1914 годах в английской политике произошли большие изменения. Это был период отхода от принципа Laissez-Faire в области колонизации, торговли, промышленности и сельского хозяйства. Великобритания приступила к модификации своих космополитических идей свободы торговли и Laissez-Faire, сосредоточивая внимание на развитии торговли в рамках самой Британской империи».

В 1897 году Великобритания денонсировала договоры с Германией и Бельгией, не позволявшие ей предоставлять торговые преференции собственным колониям. Однако принципиальный разрыв с политикой свободной торговли произошел в 1915 году, когда правительство ввело тарифы в размере 33 1/3% на импортные автомашины и запчасти к ним, музыкальные инструменты, часы и кинопленку. Принятые позднее законы расширили список товаров, подпадавших под протекционистские тарифы.

Отказ от свободной торговли в годы Первой мировой войны совпал с началом экономического упадка Великобритании. Свободная торговля была главной опорой всей британской рыночной экономической политики. Когда эта опора рухнула, в стране начали приниматься различные меры социалистического толка. XX век вошел в историю Великобритании как период почти постоянного усиления вмешательства государства в экономику, и одновременного ослабления ее могущества и влияния на международной арене.

Соединенные Штаты Америки

Некоторые сторонники протекционизма утверждают, что экономической мощью и процветанием США обязаны торговым барьерам. Однако история развития торговли в США состоит из нескольких различных этапов. Точнее было бы сказать, что экономика страны развивалась, несмотря на ограничение импорта.

Колония обретает независимость

По отношению к своим американским колониям Британия проводила меркантилистскую политику. Метрополия считала, что колониальная торговля должна приносить ей материальную выгоду. Законы о мореплавании, как уже отмечалось, требовали, чтобы вся торговля с колониями осуществлялась британскими кораблями с британскими командами. Кроме того, некоторые товары предписывалось доставлять не сразу в пункт назначения, а сначала на Британские острова. Меркантилистская политика наносила колониям немалый ущерб. В этом смысле можно сказать, что меркантилизм Лондона стал одним из существенных факторов, обусловивших Американскую революцию.

Однако после обретения независимости многие американцы начали выступать за тот самый протекционистский курс, который они прежде осуждали. Главный сторонник ограничения импорта Александр Гамильтон обосновывал свои предложения ссылками на интересы нарождающейся промышленности. В своем «Докладе о мануфактурах» (1791 год) он отмечал:

«Превосходство, которым издавна обладают государства, заботливо доводившие до совершенства ту или иную отрасль промышленности, представляет собой грозное препятствие … для учреждения той же отрасли в стране, где она прежде не существовала. Поддерживать конкуренцию на равных условиях между недавно созданной промышленностью одной страны и зрелой промышленностью другой, как по ценам, так и по качеству, в большинстве случаев нецелесообразно. По необходимости разница в условиях должна быть значительной, ведь, чтобы не дать сопернику добиться успеха, потребна чрезвычайная помощь и защита государства».

Первая волна протекционизма

Хотя Конгресс ввел первый тариф уже в 1789 году, его главной целью были дополнительные государственные доходы. Размеры тарифов варьировались от 5 до 15%; средний уровень составлял примерно 8,5%. Однако в 1816 году Конгресс установил уже явно протекционистский тариф в размере 25% на большинство видов текстильной продукции, и до 30% на ряд промышленных товаров. В 1824 году протекционистские меры были распространены на изделия из шерсти, железа, пеньки, свинца и стекла. Ставки тарифов на другую продукцию также были повышены.

Первая волна протекционизма достигла апогея в 1828 году с введением так называемого «Тарифа мерзостей» (Tariff of Abominations). Средний уровень тарифов повысился почти до 49%. Однако уже в 1832 году Конгресс начал сокращать тарифы; годом позже произошло их дальнейшее снижение. В 1842 году тарифы были вновь увеличены, но к 1846-му они опять поползли вниз, а в 1857-м были сокращены еще раз. После принятия закона 1857 году их средний уровень составил 20%.

Провал тарифной политики

Экономист Фрэнк Тауссиг (Frank Taussig), тщательно исследовавший эти тарифные меры, пришел к выводу, что они нисколько не способствовали развитию американской промышленности. «Почти ничего, или вообще ничего, не было достигнуто в результате протекционистской политики, проводившейся Соединенными Штатами» в первой половине XIX века, заключает он. Эти данные заставляют серьезно усомниться в обоснованности аргументов относительно защиты молодых отраслей промышленности. «На тех, кто говорит о необходимости оберегать «молодые» отрасли, таким образом, никак не влияют выводы, сделанные на основе практического опыта Соединенных Штатов, опробовавших эти меры на практике: они доказывают, что намеренное введение протекционистских тарифов в 1816, 1824, и 1828 году. не принесло особых результатов», -- замечает Тауссиг.

Таким образом, история торговой политики США на первом этапе существования страны демонстрирует шаткость тезиса о том, что протекционизм способен помочь становлению промышленности. На практике так называемые «нарождающиеся отрасли» не могут обрести конкурентоспособность за «оградой» торговых барьеров: они так и остаются неразвитыми, а потому их приходится защищать до бесконечности. Готфрид фон Хаберлер (Gottfried von Haberler) отмечает в этой связи:

«Практически все промышленные тарифы поначалу вводились для защиты нарождающейся промышленности, и сопровождались обещаниями, что через несколько лет, когда эти отрасли достаточно окрепнут, чтобы устоять в борьбе с иностранной конкуренцией, ограничения будут отменены. На деле же этот момент не наступает никогда. Заинтересованные круги постоянно требуют сохранить тарифы. Так временные «защитные» тарифы превращаются в постоянные, чтобы сохранить отрасли, которые они ограждают».

Необходимо также иметь в виду, что негативное воздействие тарифов в Америке XIX века с лихвой компенсировалось экономической деятельностью по освоению западной части континента. В этом столетии в Америку прибыло до 20 миллионов эмигрантов. Кроме того, экономический рост во многом обеспечивался развитием транспорта, сельского хозяйства, добывающих отраслей и созданием инфраструктуры. Ведь сами Соединенные Штаты по сути представляли собой гигантскую -- размером с континент -- зону свободной торговли, раскинувшуюся от Атлантики до Тихого океана: ее протяженность равнялась расстоянию от Мадрида до Москвы.

Тарифная политика в конце XIX -- начале XX века

В ходе предвыборной кампании 1888 году Республиканская партия выступала за повышение тарифов для защиты американской обрабатывающей промышленности. Победа Бенджамина Гаррисона (Benjamin Harrison) над сторонником свободной торговли демократом Гровером Кливлендом (Grover Cleveland) привела к введению в 1890 году «тарифа Маккинли». Примечательной чертой тарифных дебатов в 1890 году стал тот факт, что протекционисты уже не делали вид, будто высокие тарифы необходимы в интересах молодых отраслей. Даже зрелые отрасли промышленности, утверждали они, нуждаются в защите. Другой их аргумент состоял в том, что высокие тарифы позволят сократить профицит бюджета: сторонники протекционизма понимали, что достаточно высокие ставки настолько снизят объем импорта, что тарифные доходы государства упадут. Следующие 20 лет протекционистские тарифы оставались краеугольным камнем торговой политики республиканцев. Так, в 1909 году они настолько активно требовали введения Тарифа Пэйна-Олдрича, что президент Уильям Говард Тафт (William Howard Taft) в качестве политической уступки демократам за поддержку этого шага согласился на 16-ю поправку к Конституции США, санкционировавшую учреждение федерального подоходного налога. Пожалуй, это был один из самых деструктивных компромиссов в истории -- типичный пример ситуации, от которой проиграли все.

Тариф Андервуда, принятый в 1913 году, после прихода к власти администрации Вудро Вильсона, несколько либерализовал торговлю. Но как только республиканцы после Первой мировой войны вернулись в Белый дом, они вновь повысили тарифы. Тариф Фордни-Маккамбера в 1922 году привел к общему повышению тарифных ставок. В то же время, этот закон наделял президента полномочиями снижать существующие тарифы на 50%.

Углубление депрессии

По данным министерства торговли США

Последним вопиющим актом протекционистов-республиканцев стал Тариф Смута-Хаули, принятый в 1930 году. Ставки обложения пошлинами импортных товаров достигли самого высокого уровня за 100 с лишним лет. В большинстве случаев увеличение составляло 50%, а иногда доходило до 100%. На таблице 1 показано, насколько увеличились тарифы в 1920-х годах в результате принятия законов Фордни-Маккамбера и Смута-Хаули. По оценкам авторов одного недавнего исследования Тариф Смута-Хаули привел к удвоению ставок, установленных законом Андервуда.

Экономисты и историки и сегодня спорят о том, какую роль Тариф Смута-Хартли сыграл в наступлении Великой депрессии. Впрочем, какова бы ни была степень этого воздействия, оно носило негативный характер, и само введение тарифа, несомненно, было неверным шагом. Как видно из графика 2, после принятия Закона Смута-Хартли мировая торговля пережила настоящий обвал. Таким образом, если он и не стал единственной причиной Великой депрессии, то, несомненно, усугубил и без того неблагоприятную ситуацию.

Впрочем, по крайней мере, в политическом плане, воспоминания о Тарифе Смута-Хаули долго поддерживали в американцах приверженность свободной торговле. Более 60 лет основополагающим принципом внешнеэкономической политики США было сокращение тарифов и всех торговых барьеров и предотвращение «экономических войн» любой ценой. Лучшим способом достижения этих целей считались многосторонние переговоры. Поэтому Соединенные Штаты взяли на себя инициативу в выработке Генерального соглашения о тарифах и торговле, которое в послевоенные годы позволило сократить тарифы в мировом масштабе, и проведении важнейших раундов переговоров о либерализации международной торговли под эгидой ГАТТ, в том числе Раунда Кеннеди, Токийского раунда, и Уругвайского раунда.

В последние годы, однако, консенсус относительно свободной торговли в США начал слабеть. Сегодня протекционистские требования достигли почти такого же накала, как в 1929 году После второй мировой войны сторонники протекционизма в основном не решались открыто называть себя протекционистами. Сейчас, однако, видные политики вроде кандидата в президенты от Республиканской партии Пата Бьюкенена (Pat Buchanan) и сенатора-демократа от Южной Каролины Эрнеста Холлингса (Ernest Hollings) говорят об этом с гордостью. Тем не менее, протекционистская политика никогда не являлась источником экономической мощи Америки. И сегодня, к счастью, преобладающей тенденцией экономического курса США остается приверженность свободе торговли.

2. Основные инструменты современной торговой политики

государства. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней

торговли

Идея свободной торговли в исследованиях современных экономистов является более распространенной и аргументированной, чем торговый протекционизм. Либерализация внешней торговли в общем случае с точки зрения выгод, полученных нацией, более предпочтительна. Вместе с тем экономическая теория и практика выявили случаи, когда политика торговых ограничений является обоснованной и эффективной.

Торговые ограничения следует вводить, когда страна может объемом своего экспорта (или импорта) влиять на уровень мировых цен. Тогда, введя так называемый “оптимальный тариф”, она в состоянии получить значительные выгоды. Иногда оправдано введение “субоптимального тарифа” для решения специфичных внутренних проблем.

Торговые ограничения можно условно разделить на две группы: таможенные пошлины и нетарифные методы ограничения международной торговли.

Таможенные пошлины обычно непосредственно воздействуют на цену товара и выступают в форме тарифов, налогов, акцизных и прочих сборов. Среди них наиболее распространенными являются таможенные тарифы, которые должны выполнять следующие функции:

способствование получению дополнительных финансовых средств;

регулирование внешнеторговых потоков;

защита национальных производителей.

Приоритет целей зависит от того, является государство развивающимся или индустриально развитым.

Таможенные пошлины подразделяются на импортные, экспортные и транзитные в зависимости от того, на какой товар они накладываются - импортируемый, экспортируемый или проходящий транзитом.

Для адекватной оценки влияния тарифа важно знать не только его номинальный уровень, но и фактический. Номинальный уровень таможенной защиты интересен прежде всего потребителю данного товара. Фактический уровень защитного тарифа важен для производителя, принимающего управленческие решения.

Фактический уровень защитного тарифа оценивает влияние на производителя не отдельного тарифа, а всей действующей тарифной системы. По сути, здесь оценивается влияние тарифа на доходы занятых в данной отрасли, т.е. на добавленную стоимость.

Фактический уровень защитного тарифа иначе называют уровнем эффективной таможенной защиты или уровнем эффективного протекционизма.

Фактический уровень защитного тарифа рассчитывается по формуле:

где

t - номинальный уровень таможенной пошлины на импорт конечного продукта;

а1 - доля стоимости импортируемого сырья в цене конечного продукта при отсутствии таможенного тарифа;

t1 - номинальный тариф на импортное сырье.

Одна из главных закономерностей эффективного протекционизма заключается в том, что если конечная продукция защищена более высокой пошлиной, чем промежуточная продукция, то фактический уровень защиты будет выше номинального.

Остановимся более детально на влиянии таможенного тарифа на благосостояние нации в целом, используя такие хорошо знакомые инструменты экономической теории, как излишки потребителя и производителя.

Обратимся к рисунку, который моделирует конкретный товарный рынок.

Пусть внутренняя цена на продукт в отсутствие тарифа соответствовала мировой и равнялась 200 долл. за ед. продукции. Введение таможенного тарифа в 20 долл. за штуку поднимает внутреннюю цену до 220 долл. Это приводит к сокращению импорта с объема М0 до объема М1.

Каковы будут последствия введения тарифа для отечественных потребителей этой продукции, ее производителей и государства как получателя таможенных доходов?

Потребительский излишек уменьшится на величину площади фигуры a + b +c +d за счет увеличения цены и сокращения объема потребления. В то же время излишек производителя увеличивается на величину а. Кроме того, государство получило в казну тарифный доход, равный с. Чистый результат для нации получаем такой:

(a + b + c + d) + a + c = - b - d.

Экономическая интерпретация этого результата:

Потери равные b возникают из-за того, что отечественные производители расширяют производство при более высоких предельных издержках. Это рассматривается как неэффективное использование ресурсов, которые были “притянуты” из других отраслей. Эти потери называют производственным эффектом тарифа.

Потери равные d возникают в результате отсутствия на рынке объема продукции D0 - D1. Этот объем продукции вообще не потребляется. Это потребительский эффект тарифа.

Отметим, что использованный графический метод определения тарифного эффекта наиболее простой и наглядный, но далеко не самый совершенный. Практика применяет более сложные приемы. Развитие мирового хозяйства сделало доминирующей тенденцию к либерализации торговли через расширение взаимных торговых соглашений. Два основных пути либерализации торговли следует выделить особо: через деятельность ГАТТ-ВТО и через создание международных интеграционных группировок. Идет постепенное снижение таможенного обложения, возрастает роль нетарифного регулирования внешней торговли. Это сделало актуальной проблему отмены многих нетарифных способов воздействия на международную торговлю, а также обусловило необходимость выработки норм и принципов международной стандартизации и сертификации продукции. Существуют следующие нетарифные методы регулирования международной торговли:

Количественные ограничения вотирование/контингентирование, лицензирование, “добровольные” ограничения экспорта).

Скрытые методы торговой политики (технические барьеры, внутренние налоги и сборы, политика госзакупок, требование о содержании местных компонентов).

Финансовые методы торговой политики (субсидии, экспортные кредиты, демпинг).

Неэкономические методы регулирования (торговые договоры, правовые режимы).

Самыми традиционными являются квотирование импорта, экспортные субсидии и компенсационные пошлины, а также демпинг. По своим последствиям импортные квоты аналогичны таможенному тарифу, то есть они ведут к уменьшению объема международной торговли и росту внутренних цен. Достаточно широкая распространенность этого способа регулирования внешней торговли объясняется, очевидно, тем, что это более гибкий, чем тарифы, метод, а также тем, что он способен достаточно просто положительно влиять на платежный баланс в случае его дефицитности. Последствия введения импортных квот во многом зависят от характера рыночной ситуации. В условиях совершенной конкурентности квота действительно подобна тарифу. Обратимся к рисунку.

Мы наблюдаем тот же объем чистых потерь для нации равный областям b и d, и расширение отечественного производства до отметки S1. Более серьезный результат квотирования импорта возникает, когда оно приводит к монополизации внутреннего рынка.

Значительное место в торговой политике многих стран занимает регулирование экспорта. Чаще всего используются экспортные субсидии и компенсационные пошлины. Применяют и налогообложение экспорта с целью переключения части экспорта на внутренний рынок и понижения внутренних цен. Субсидии в экспортные отрасли удорожают национальную валюту и тем самым способствуют росту импорта. Субсидирование экспорта есть скрытое субсидирование импорта. Субсидированный экспорт может быть обложен компенсационными пошлинами. Мировое сообщество не приветствует экспортное субсидирование, так как оно приводит к избыточной международной торговле и появлению убытков из-за ненужной растраты производственных ресурсов.

Введение компенсационных пошлин позволяет не менять объем мировой торговли и вызывает потери для налогоплательщиков страны-экспортера.

Периодически на мировых рынках наблюдается явление, называемое демпингом. Демпинг означает продажу товара на внешнем рынке по ценам значительно ниже цен мирового рынка или внутреннего рынка страны- производителя. К демпингу прибегают обычно фирмы, которые, будучи монополистами на своем внутреннем рынке, поддерживают высокие цены. Для максимизации прибыли такие фирмы стремятся расширить объем продаж за границей и устанавливают там низкие цены. Здесь по существу фирма проводит ценовую дискриминацию: потребители разных стран покупают ее товар по разным ценам. Последствия демпинга обычно неоднозначны: дешевизна для покупателя, ущерб для конкурирующих с импортом отраслей. Если конкуренты подозревают демпинг, то правительство проводит специальное расследование. Если демпинг доказан, обычно вводят антидемпинговую пошлину.

И последнее важное замечание, касающееся торговых ограничений. Либерализация торговли развивает международную конкуренцию и ставит на повестку дня для многих стран необходимость структурной перестройки. Такая перестройка требует значительных издержек. Их наличие обусловливает постепенность снятия торговых барьеров.

Если рассматривать экономику России с позиций ее участия в международном разделении труда, то до середины 90-х годов она состояла из двух основных секторов: отрасли, ориентированные на экспорт, и отрасли с низкой конкурентоспособностью даже на внутреннем рынке. Первые были заинтересованы в стабильности, либерализации внешней торговли и минимальном государственном регулировании, вторые страдали от импорта и требовали проведения протекционистской политики и финансовой поддержки со стороны государства. Структура экономики усложнилась. В настоящее время можно выделить четыре группы отраслей, которые предполагают проведение определенной экономической политики:

сырьевые и энергетические, обычно ориентированные на экспорт своей продукции, зависящие от мировых цен, заинтересованные в либеральной политике и стабильности, в отсутствии протекционизма и низком курсе рубля по отношению к другим валютам;

черная и цветная металлургия, химия и нефтехимия, экспортная военно-техническая продукция. Эта группа находится в таком же положении, что и первая, но ее конкурентоспособность зависит от цен естественных монополий;

конкурентная продукция на внутреннем рынке (машиностроение, металлообработка, медицинская, мукомольная, пищевая и отчасти химическая промышленность);

отрасли, которые не могут адаптироваться к условиям конкуренции, постоянно требуют поддержки со стороны государства, заинтересованы в высоком курсе рубля и протекционизме (легкая промышленность и часть машиностроения).

В России в основных отраслях сформировался олигополистический рынок. Если проанализировать рейтинг 200 крупных российских компаний, то легко просматривается особенность концентрации в России: все ведущие фирмы (18 из 20) действуют в сырьевом секторе, и практически отсутствуют большие компании в обрабатывающей промышленности. Причем разрыв между лидером и остальными производителями очень большой. Фактически первые 20 компаний производят более 80% продукции всех 200. На долю первого десятка (первые 10%) компаний приходилось 70,5% суммарного объема реализации, а на долю последних десяти процентов - 1,1%. Последствия монополизации известны: рост цен, невысокое качество продукции, завышенный уровень рентабельности. Низкая степень концентрации производства характерна в основном для таких отраслей, как производство стройматериалов, пищевая и легкая промышленность. Специфика этих отраслей заключается в том, что здесь производители ориентируются в основном на местные рынки, поскольку большую роль играют высокие транспортные расходы. Однако роль транспортного фактора снижается по мере повышения степени переработки сырья и роста требований потребителей к качеству продукции. Например, высокая конкурентоспособность характерна для импортных отделочных материалов, несмотря на высокие транспортные расходы. Зарубежные производители доминируют на рынках потребительских товаров, бытовой электроники, одежды, обуви, продуктов питания. В некоторых сегментах рынка господство импортной продукции является подавляющим. По данным обследования (1997), на рынках магнитофонов, цветных телевизоров, мужской обуви импортные товары составили 72 - 97%.

Сохраняется очень большой разрыв между российскими передовыми компаниями и зарубежными по производительности труда. Основную долю в структуре российской промышленности “составляют базовые отрасли. Эти особенности отразились на структуре экспорта России.

В 90-е годы внешнеторговый оборот России увеличивался. На этот период приходится формирование системы импортного регулирования страны. До этого произошло резкое сокращение торговли, связанное с развалом СССР и разрывом международных экономических связей. Для России внешняя торговля играет значительную роль. Это связано с отсутствием достаточных внутренних накоплений. Она дает средства на проведение реформ и выплату внешнего долга. Средства поступают в основном от продажи топливно-энергетических ресурсов и металлов.

Структура экспорта России, % от всего экспорта

Наименование товара

Объем, $ млн

Доля в экспорте, %

Нефть сырая

151 668,60

32,40

Нефтепродукты

78 325,00

16,73

Газ природный

66 399,70

14,19

Дизельное топливо

32 593,00

6,96

Мазут

30 725,30

6,56

Черные металлы

28 628,40

6,12

Машины и оборудование

20 474,80

4,37

Полуфабрикаты из углеродистой стали

10 735,70

2,29

Уголь каменный

7751,80

1,66

Алюминий необработанный

7487,60

1,60

Прокат плоский из углеродистой стали

5587,70

1,19

Никель необработанный

4962,80

1,06

Удобрения минеральные калийные

4318,00

0,92

Удобрения минеральные смешанные

4093,00

0,87

Лесоматериалы необработанные

3492,90

0,75

Всего

468 073,2

--

Источник: Федеральная таможенная служба

Главным источником экспортных доходов в твердой валюте являются энергоресурсы, сырье, полуфабрикаты. Это - единственные конкурентоспособные на мировых рынках отрасли, поэтому не случайно их доля в экспорте растет. Довольно четко обозначился сырьевой профиль России как участника мирового рынка. Фактически некоторые отрасли основную долю своей продукции экспортируют. В 1995 году экспортная доля продукции составляла: нефти - 40%, нефтепродуктов - 34%, газа - 36%, дизельного топлива - 41%, алюминия первичного - 78%, меди рафинированной - 71%, никеля - 82%, проката черных металлов - 63%, каучука синтетического - 49%, минеральных удобрений - 78%, целлюлозы - 85%. Это предельный уровень вывоза данной продукции без последствий для внутреннего потребления. Россия уязвима от ухудшения мировой экономической конъюнктуры. Хотя физические показатели экспорта увеличиваются, стоимостные показатели поставок на внешние рынки падают.

В России сформировалась экономическая система, в которой главное место занимала оборонная промышленность при общем отставании других отраслей от мирового уровня. Взятый курс на конверсию оборонных отраслей привел к обвальному свертыванию не только отраслей ВПК, но и отраслей, связанных с ним. Произошло разрушение высокотехнологичного военного машиностроения и связанных с ним производств и научно-исследовательского потенциала. Что же касается гражданской обрабатывающей промышленности, то она оказалась неконкурентоспособной не только на мировом, но и на внутреннем рынке.

Для преодоления сырьевой экспортной направленности России следует не разрушать, развивать ВПК и на его базе создавать готовые изделия двойного назначения, в полной мере использовать научный, производственный и кадровый потенциал оборонных отраслей. К тому же Россия имеет большой положительный опыт торговли вооружением. С оборонными предприятиями охотно вступают в кооперацию высокотехнологичные зарубежные компании. Десятки американских, японских, французских, немецких, итальянских, южнокорейских и других фирм осуществляют партнерские отношения с российскими оборонными НПО. Такое сотрудничество облегчает выход российским предприятиям на мировые рынки гражданской продукции. Безусловно, этот путь требует огромных инвестиций. Одновременно необходимо модернизировать легкую, пищевую промышленность, машиностроение, поскольку мировой рынок вооружений имеет тенденцию к сужению. Тем не менее наиболее оптимальным путем изменения структуры российского экспорта является грамотная конверсия оборонной промышленности. Все остальные отрасли, производящие готовые изделия, нуждаются в обновлении, и здесь отсутствует эффективная научно-исследовательская база. Следует добавить, что мировые рынки потребительских товаров перенасыщены, и конкуренция здесь острая. Традиционный метод потеснить конкурентов посредством низких цен малоэффективен, а победить соперников высоким качеством своих товаров Россия еще не в состоянии.

Географическое распределение внешней торговли России происходит по линии дальнейшего укрепления торговых связей с промышленно развитыми странами и сокращения отношений со странами СНГ. Россия поставлена перед выбором: делать ставку на рынки ближнего или дальнего зарубежья.

В пользу ближнего зарубежья говорят такие факты как существование в течение длительного времени широких экономических связей, сложившаяся транспортная и энергетическая инфраструктуры, невысокие требования потребителей к качеству товаров и отсутствие необходимости при расчетах привлекать дефицитные твердые валюты. Существует еще множество факторов как экономического, так и неэкономического характера в пользу приоритетности торговли со странами ближнего зарубежья. Россия обладает в пределах СНГ наиболее развитой и соответственно конкурентоспособной обрабатывающей промышленностью. Рынок СНГ отличается от традиционного мирового рынка относительно невысокими ценами и более низкими требованиями к качеству товаров и непритязательным спросом. Товарооборот России со странами СНГ падает, особенно импорт. Внутренние рынки России и СНГ являются схожими. И в настоящее время Россия продолжает поставлять топливо, электроэнергию, лес, удобрения и другие базовые ресурсы по ценам ниже мировых (газ - на 36 %, удобрения и лес - 34 %, нефть - 31 %, нефтепродукты - 21 %, уголь - 16 %), а импортирует оттуда товары по ценам, которые приближаются к мировым, т.е. осуществляет субсидирование этих стран. 40% торговли идет по бартеру, а это создает огромные трудности. К этому следует добавить, что поставки российских товаров даже по заниженным ценам не оплачиваются.

Для России в области внешней торговли основной проблемой является низкая конкурентоспособность ее продукции. По данным различных международных исследовательских центров она занимает 56-е место в мире по конкурентоспособности своей продукции. На предприятиях, производящих средства производства, идет неуклонное снижение качества продукции за счет физического и морального старения оборудования. Незначительные зарубежные инвестиции в наукоемкие отрасли, непродуманная ценовая политика, отсутствие информации о фирмах, незнание механизма действия международных расчетов ослабляют позиции России на мировых рынках. На рынке потребительских товаров растет конкуренция не только со стороны китайских, корейских, турецких фирм, но также белорусских и украинских производителей. На конкуренцию внутри России продолжает оказывать большое воздействие сохраняющийся низкий спрос населения и отсутствие у предприятий инвестиционных ресурсов, что не дает возможности им совершенствовать производство и повышать свою конкурентоспособность как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Происходит вымывание целых секторов промышленности. Чтобы остановить этот процесс, правительство широко использует протекционистские меры.

Россия нуждается в защите внутреннего рынка. С помощью антидемпинговых процедур и компенсационных пошлин развитые страны ограничивают импорт готовых изделий из России. Зато нет никаких ограничений на импорт промышленного сырья и полуфабрикатов. Тем более что цены на них практически не растут. Не повышаются цены на нефть и нефтепродукты, природный газ, химическое сырье, лесоматериалы. Россия вынуждена наращивать их экспорт, чтобы компенсировать снижение доходов.

Антидемпинговые процедуры и компенсационные пошлины охватывают 40% ассортимента мировой торговли. Фактически их применяют все индустриальные и многие развивающиеся страны. К тому же, не будучи членом ВТО, Россия сама несет потери от ограничительных мер во внешней торговле со стороны других стран.

3. Торговая политика и проблемы вступления России во Всемирную

торговую организацию

Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) уже давно является «притчей во языцех». Однако мало кто понимает, что же это такое. И уж, конечно, не все могут с уверенностью сказать, что это событие принесет России в целом. Тем временем некоторые экономисты прогнозируют более чем 70% сокращение отечественного производства.

Внешние изменения, которые должны непременно произойти -- это снижение порога для вхождения иностранных инвестиций, изменения в законодательстве, которые покажут всему миру, что Россия -- экономически цивилизованная страна, и конкуренция -- двигатель прогресса. Уже давно обсуждаются изменения в таможенном законодательстве как основном «рычаге влияния» на импортно-экспортные потоки.

Правда, все эти нововведения, утверждают некоторые эксперты, создадут угрозу для малого бизнеса и внутреннего продукта страны. Не все предприниматели готовы к мировой конкуренции, часть предприятий может просто «умереть» (как это случилось в Индии, где закрылось около 37% местного производства).

Вступление в ВТО -- процесс достаточно сложный и неоднозначный.

Выгодно или не выгодно России вступать в ВТО -- это достаточно серьезная проблема, разобраться в которой может довольно узкий круг специалистов-профессионалов, обладающих необходимыми знаниями и видением функционирования международной торговли и мировой экономической системы в целом.

Что лежит на поверхности? Что нам преподносят СМИ? Мы видим, что часть так называемых «специалистов» от политики и экономики делает все мыслимые и немыслимые попытки навязывания идеи о том, что вступление в ВТО -- это благо, о так называемой «здоровой конкуренции» и выгодах от прихода на российский рынок зарубежных финансовых институтов, товаров и услуг. Есть и другие, у которых достаточно веские аргументы в пользу того, что вступление России в ВТО должно быть хорошо продуманно и в настоящий момент России это просто невыгодно (в частности, Сергей Глазьев).

Рассматривая эти противоположные мнения, я бы остановилась на двух моментах.

Во-первых, иностранные компании и банки уже давным-давно работают в России, а крупных инвестиционных проектов с привлечением зарубежных денег и технологий становится все больше.

Во-вторых, изначально не может быть так называемой «здоровой конкуренции» среди производителей товаров народного потребления. Дело в том, что структура себестоимости и сама себестоимость большей части продукции, производимой в России, в силу ряда причин изначально выше, чем в странах, куда в последние десятилетия переместилась большая часть производств.

На одной из конференций приводили такие цифры: в Индии после вступления в ВТО «умерло» около 37% отечественного производства.

То, что производство сократится, не вызывает сомнения. По оценкам некоторых российских экономистов, сокращение отечественного производства может достигнуть70-80%, но каково на самом деле будет падение, в настоящий момент не сможет сказать никто. Еще не вступая ни в какие организации мирового масштаба, в последние годы наблюдается следующая ситуация: с одной стороны, увеличивается потребление, а с другой, растущие потребности удовлетворяются в основном за счет импорта, что в экономическом, да и политическом смысле не есть хорошо для России. Если учесть тот факт, что ряд отраслей (микроэлектроника, приборостроение) прекратили свое существование еще в 90-е годы, то зависимость от импорта будет расти из года в год, а по некоторым товарным группам составлять 100%.