logo
Страны с переходной экономикой, их активность в мировом хозяйстве

2.1 Участие стран с переходной экономикой в мировой торговле

Экономические неурядицы развитых стран распространяются на развивающиеся страны и страны с переходной экономикой через ослабление спроса на их экспорт и повышение волатильности потоков капитала и цен на сырьевые товары. Однако крупные развивающиеся экономики сталкиваются также с доморощенными проблемы: в некоторых из них (включая Китай) инвестиционный спрос ослаблен из-за финансовых трудностей в одних секторах

экономики и избытка производственных мощностей в других секторах.

Большинство стран с низкими доходами до сих пор развивались относительно успешно, но в настоящее время сталкиваются с усиливающимся неблагоприятным побочным воздействием спада, как в развитых странах, так и в странах со средним уровнем доходов. Перспективы на ближайшие два года продолжают оставаться неясными, что отражает наличие неопределенностей и рисков, могущих ухудшить ситуацию Авдоменко С.В. Страны переходной экономики. - М.: 2002. С. 154..

Веками международная торговля была центральным звеном процесса развития стран евразийского континента. Страны, торговавшие с иностранными государствами, извлекали из этого множество выгод. Большая международная интеграция означала улучшение экспортных возможностей для продукции фирм страны, что увеличивало возможности для расширения бизнеса, новых инвестиций и создания рабочих мест на родине. Более широкая доступность импортных товаров и услуг предоставляла потребителям больший выбор продукции, приобретаемой обычно по более низкой цене и зачастую заключающей в себе новые технологии, улучшающие качество других продуктов. В условиях растущей конкуренции между предприятиями компании, работающие на международном рынке, используют технологические новшества и внедряют современную практику управления, становятся более эффективными и заинтересованными в том, чтобы идти в ногу со своими коллегами (и даже опережать их) в странах -- партнерах по торговле. В экономической истории региона достаточно свидетельств того, что международная интеграция принесла большие плоды: значительные улучшения в распределении внутренних ресурсов, повышение производительности, более быстрый и устойчивый рост, сокращение бедности.

1917 год стал началом перерыва в международной интеграции Европы и Центральной Азии. С этого момента на протяжении 70 лет большинство из 29 стран, входящих в настоящее время в регион ЕЦА, составляли в той или иной степени, почти единый торгово-инвестиционный блок, функционировавший отдельно от остального международного рынка и имевший другие правила и ограниченный доступ на данный рынок. С распадом систем централизованного планирования во многих из этих стран и началом их перехода к рыночной экономике в начале 90-х годов этот изолированный торговый блок в целом распался.

Подобное изменение экономического ландшафта усугублялось параллельной сменой политических режимов или их изменением. Здесь можно говорить о развале Советского Союза, приведшего к созданию 15 новых независимых государств, и о распаде Югославии на 7 государств. Результатом стал разрыв традиционных связей между экономическими субъектами, расположенными на территории новых государств.

Последовавшая за этим внутренняя институциональная трансформация стран ЕЦА дала фирмам и потребителям свободу экономических решений, создавая стимулы к тому, чтобы международная торговля и инвестиции все больше определялись рыночными силами, а не административным указом. Фактически, это улица с двусторонним движением: изменение стимулов для международной торговли стало центральным и необходимым фактором изменений во всех сферах внутренней экономики. Без открытой торговли мировые цены не могли бы повлиять на внутреннее распределение ресурсов и деятельности, а следовательно, не было бы перехода к рыночной экономике, где цены устанавливаются свободно. Коротко говоря, рыночная экономика не могла быть «внутренней», сохраняя старорежимные рычаги управления торговлей. Результатом распада изолированного торгового блока ЕЦА стало высвобождение движущей силы международной интеграции.

Многие страны ЕЦА -- либо в начале переходного процесса, либо спустя некоторое время -- сократили тарифы и уменьшили или устранили нетарифные барьеры (НТБ). В результате регион как целое состоит из стран с формально вполне либеральной торговой политикой. Ослабляя налагаемые политикой ограничения на границе, правительства сформировали стимулирующую основу, влияющую на торговые потоки. На сегодняшний день средневзвешенная ставка, применяемая для всех товаров во всех странах ЕЦА, составляет 5,1%; в странах

ЕЦА с переходной экономикой (т. е. кроме Кипра и Турции) средняя ставка равна 5,8%. Эти тарифные ставки выгодно отличаются от ставок развивающихся стран с сопоставимым уровнем дохода. Лишь очень немногие страны по существу сохранили контроль над торговлей, который был свойствен системе централизованного планирования. Тем не менее в некоторых странах региона по прежнему сохраняются высокие тарифы и ощутимые НТБ. В их числе некоторые центрально-азиатские республики и другие страны СНГ, например Беларусь.

Основные реформы торговой политики стран ЕЦА идут тремя путями: 1) односторонние реформы торговой политики; 2) двусторонние или региональные торговые соглашения; и 3) многосторонние торговые обязательства.

Практически все страны формально сокращают тарифы в одностороннем порядке в рамках решения задач национальной экономической реформы, а не как следствие конкретных двусторонних/региональных или многосторонних торговых обязательств. Важно, что такая либерализация в основном проводилась этими странами самостоятельно, хотя и при поддержке (и требованиях) со стороны международного сообщества в первые годы переходного периода. По сравнению с развивающимися странами с сопоставимым уровнем дохода в ЕЦА тарифная защита отечественной промышленности и сельского хозяйства в среднем ниже, степень защиты с помощью нетарифных барьеров явно не больше, и эти страны меньше прибегают к конъюнктурным защитным мерам. С другой стороны, в большинстве стран ЕЦА мало что делается для стимулирования экспорта и зачастую экспорт не поощряется. Этот вопрос до сих пор остается одним из главных пунктов программы реформирования политики.

Все страны ЕЦА являются участниками двусторонних или региональных (порой нескольких) торговых соглашений (включая зоны свободной торговли и таможенные союзы) обеспечивающих взаимное сокращение тарифов, преференциальный доступ на рынок и другие формы либерализации торговой политики. Безусловно, самым ярким примером либерализации региональной торговли является присоединение к ЕС -- для восьми стран ЕЦА этот процесс завершился в мае 2004 г. Еще четыре страны ЕЦА являются кандидатами на вступление в ЕС, а в целом в Юго-Восточной Европе большинство стран участвует в процессе стабилизации и объединения, который в конечном счете приведет их к членству в ЕС.

Было составлено бесчисленное множество других региональных соглашений о свободной торговле (ССТ) или таможенных союзов, к примеру 29 двусторонних ССТ между странами ЮВЕ, а также различные торговые соглашения в рамках СНГ, такие, как зона свободной торговли в СНГ, Евразийское экономическое сообщество и Центрально-азиатская организация сотрудничества. Соглашения в ЮВЕ, похоже, означают большую степень взаимной либерализации торговли, чем в СНГ. Однако и ЮВЕ, и СНГ сталкиваются с огромными сложностями и направлены главным образом на обмен торговыми преференциями. Основные трудности, с которыми сталкиваются обе группы стран, таковы: как упорядочить огромное число двусторонних ССТ, превратив их в соглашения регионального масштаба, и как расширить региональное сотрудничество за пределы преференций в товарной торговле и предусмотреть в них такие вопросы, как облегчение транзита и либерализация услуг.

На сегодняшний день 19 стран ЕЦА провели либерализацию своей торговой политики в многостороннем порядке, став членами Всемирной торговой организации (ВТО), при этом большинство других стран -- все в СНГ -- находятся на различных этапах процесса вступления в ВТО. Вступление в ВТО в целом означает: свободный доступ на мировые рынки для фирм стран ЕЦА и наоборот; значительное сокращение нетарифных таможенных барьеров; приверженность признанным во всем мире принципам урегулирования споров, касающихся демпинга, защиты интеллектуальной собственности и государственных закупок, и многое другое. В сущности, доступ к рынку не является серьезной, всеобщей проблемой, влияющей на экспорт большинства стран ЕЦА, особенно в сравнении с внутренними ограничениями международной торговли. Но существуют проблемы доступа к рынку в отдельных отраслях, которые отчасти связаны с активным применением антидемпинговых мер в отношении стран с переходной экономикой, а также с сельскохозяйственной политикой развитых стран. Некоторые из этих проблем доступа к рынку будут решены благодаря вступлению в ВТО и, как можно надеяться, благодаря сдвигам, достигнутым на Раунде переговоров о вступлении в ВТО в Дохе. Безусловно, вступление в ВТО важно для улучшения и гарантированного обеспечения доступа к рынку. Но оно еще более важно в том плане, что заставляет страны укреплять свой внутренний институциональный потенциал торговли, а также создавать устойчивый торговый режим и закреплять достигнутые результаты торговых реформ.

В целом в большинстве стран ЕЦА широкомасштабная либерализация «первого поколения» мер политики в области товарной торговли, включая более низкие тарифы, сокращение НТБ и облегчение доступа к рынку, завершена, что привело к большей открытости. Однако в некоторых странах, таких, как Беларусь, Туркменистан и Узбекистан, по-прежнему отсутствует даже это первое поколение реформ торговой политики. И даже для тех стран ЕЦА, которые уже достигли существенного уровня либерализации, требуется дальнейшее усовершенствование политики в области торговли товарами. В некоторых странах по-прежнему велик разрыв между обязательными и применяемыми тарифными ставками, а в некоторых случаях, к примеру в России, диапазоны тарифных ставок слишком широки, что создает возможности для произвола и коррупции. Также сохраняются антистимулы для экспорта, что приводит к потере возможностей для экономического роста и создания рабочих мест. Имеются многочисленные случаи, когда «нахлестывающиеся» двусторонние торговые соглашения, содержащие сложные правила о происхождении товара, делают правила торгов ли менее понятными, что мешает коммерсантам и инвесторам принимать взвешенные решения.

В то время как преференциальные положения некоторых региональных торговых соглашений в ЕЦА способствуют торговле, некоторые другие, наоборот, сдерживают ее. Большая гармонизация и «укрупнение» таких соглашений в единое региональное соглашение, к которому, например, стремятся страны ЮВЕ, были бы весьма полезны Бродман Г. Как страны с переходной экономикой в Восточной Европе и Центральной Азии реинтегрируются в международную торговлю. 2013. С. 88.