logo
Внешнеэкономическая деятельность

Введение

Представительство России на мировом рынке как независимого го-сударства, ориентированного на рыночные отношения и стремящего-ся к интеграции в мировое хозяйство, существенно изменило подход к сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и процессам ее ре-гулирования. Усилия последних лет сводились к либерализации ВЭД при необходимости сохранения государственного влияния и попыткам формирования механизма регулирования с преимущест-венным использованием экономических инструментов.

Либерализация ВЭД в среднесрочной перспективе является одним из ключевых направлений экономической политики Рос-сии, способствующих преодолению кризисных явлений, улучше-нию положения в системе международного разделения труда, рас-ширению рынков сбыта российской продукции. В сложный для России период проведения экономических реформ ВЭД может обеспечить поддержание национальной экономики и стабилиза-цию промышленного экспорта за счет поставок продукции на внешние рынки, размер которых до середины 1998 г. достигал 20% от ВВП. Очевидно, что без динамичного изменения объемов, структуры и качественных характеристик российского экспорта дальнейшие усилия по преодолению экономического кризиса могут быть неоправданны.

В то же время в России до сих пор отсутствует четкая внешне-торговая политика с учетом национальных интересов и потенци-альных возможностей страны, опирающаяся на приоритеты в экс-портной стратегии и стабильные, стимулирующие экономико-пра-вовые условия для российских участников ВЭД, без которых работа на зарубежных рынках практически невозможна.

Одновременно с этим членство России во Всемирной торговой организации (ВТО) позволит избежать дискриминационных дей-ствий в отношении доступа российской конкурентоспособной продукции на зарубежные рынки, из-за чего прямые экспортные потери и упущенные выгоды для российских экспортеров достига-ют в последнее время 1--1,5 млрд долл. в год.

Однако для скорейшей реализации проекта вступления в ВТО России необходимо не только расширить рамки процессов либера-лизации ВЭД, но, кроме того, выполнить ряд обязательств по пра-вовой гармонизации для обеспечения ее совместимости с междуна-родным законодательством, адаптации к утвердившимся на мировых товарных и финансовых рынках правилам рыночной эко-номики, отмены национальных мер регламентирования, которые противоречат общепринятым мировым стандартам, нормам и тор-говой стратегии, утвердившимся на протяжении полувека в прак-тике ГАТТ и теперь ВТО.

Характерно, что наиболее серьезным препятствием для совре-менной международной торговли служат расхождения в принципах функционирования национальных систем внешнеторгового регла-ментирования. Тем не менее для большинства стран внешняя тор-говля имеет решающее значение: за последнее десятилетие экспорт товаров и услуг возрос с 17% до 24% общих объемов производства. Этот рост был обеспечен в основном за счет либерализации между-народного рынка.

Данное обстоятельство усиливает необходимость углубления понимания теоретико-методологических и организационно-прак-тических вопросов, связанных с анализом мировой практики, де-лает их актуальными для продвижения России к равноправной ин-теграции в мировое хозяйство.