logo
Социальное экономическое положение в странах с переходной экономикой: проблемы и перспективы решения

• Место стран с переходной экономикой в мировой экономике

Проанализировав литературу по данной теме, можно с уверенностью сказать, что материалов достаточно как по теоретическим аспектам, так и по практическим, т.е. с рассмотрением развития отдельных государств. Не мало данных и статистического характера.

Глава 1. Страны с переходной экономикой: основные черты, классификация, модели

1.1 Основные черты переходной экономики. Классификация стран переходной экономики

К странам с переходной экономикой относят 28 посткоммунистических государств. В их составе выделяют две региональные подгруппы. Первая включает страны Центральной и Восточной Европы, в том числе и Албанию. Вторая подгруппа включает страны СНГ и Монголию. Китай, несмотря на его активное реформирование и промышленное развитие, пока относят к группе развивающихся стран. Страны с переходной экономикой заняты структурной перестройкой, необходимой для перехода к рыночному хозяйству, которое приходится обустраивать на обломках плановой социалистической системы. Эти страны производят около 5% мирового ВВП, а их экспорт составляет по разным оценкам от 6 до 10% от мирового уровня.

Из четырех групп стран, выделяемых Всемирным банком в зависимости от уровня ВВП на душу населения (страны с низким доходом, с уровнем дохода ниже среднего, с уровнем дохода выше среднего, с высоким доходом), страны Восточной Европы преимущественно относятся к группе стран с уровнем дохода выше среднего. Китай и многие страны СНГ входят в группу стран с доходом ниже среднего. Россия вступила в XXI век со среднедушевым доходом и относилась к группе стран с доходом ниже среднего уровня.

Специфика стран с переходной экономикой, связанна с однотипностью хозяйственных проблем и механизмов, свойственных посткоммунистическим государствам. Именно эти государства вошли в группу стран с переходной экономикой по классификации ООН. Однотипность экономических задач данной группы стран определяет характер трансформации экономики от директивно-плановой к рыночной.[1]

В странах с переходной экономикой первые шаги рыночных реформ были связаны с формированием материальных предпосылок рыночного хозяйства: рыночной инфраструктуры и новых межотраслевых пропорций. Рыночная инфраструктура создавалась заново (коммерческие банки, биржи, посреднические конторы, страховые компании и т. д.). Менялись межотраслевые и межсекторальные пропорции. Переход к рынку предполагал переориентацию в сторону отраслей конечного спроса, так как прежде наблюдалась гипертрофия производства средств производства.

Основные черты переходной экономики:

* во-первых, изменчивость, нестабильность, которые не просто временно нарушают устойчивость системы, чтобы затем она вернулась в равновесное состояние, а ослабляют ее. Она постепенно уступает место другой экономической системе. Эта неустойчивость, нестабильность состояния переходной экономики обусловливает, с одной стороны, особый динамизм ее развития и соответствующий характер изменений -- необратимость, неповторяемость, а с другой -- рост неопределенности развития переходной экономики, вариантов формирования новой системы;

* во-вторых, появление и функционирование особых переходных экономических форм, т.е. смешение старого и нового. Переходные формы свидетельствуют, с одной стороны, о существовании переходной экономики, с другой стороны, указывают направленность этого перехода и, по мнению некоторых авторов, являются признаком его необратимости,

* в-третьих, альтернативный характер развития переходной экономики, что реально означает возможность многовариантного развития экономики и выбора наиболее благоприятного варианта развития;

* в-четвертых, особый характер противоречий в переходной экономике. Это противоречия не функционирования, а развития, т.е. нового и старого, противоречия различных слоев общества, стоящих за теми или иными субъектами экономических отношений. Изменения, на которые направлена переходная эпоха, в экономическом аспекте всегда имеют революционный характер: речь идет о смене экономических систем. Но и в социально-экономическом плане переходные эпохи часто сопровождаются столь резким обострением противоречий, что связаны с революциями и социально-политическими потрясениями;

* в-пятых, историчность переходной экономики, которая связана с двумя обстоятельствами. Прежде всего, сами условия переходной экономики носят исторический характер; кроме того, историчность переходной экономики зависит от особенностей региона, а также и от отдельной страны, что означает, что даже известные общие для переходной экономики закономерности по-разному проявляются в различных условиях.[2]

Все это необходимо было учитывать при разработке программ реформирования экономической системы в переходный период.

1.2 Модель реформирования экономики в странах Центрально-Восточной Европы (Польша, Венгрия)

Страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), к которым относятся Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Словакия, Румыния, Чехия, Югославия, находятся в состоянии перехода от центрально-управляемого хозяйства к рыночной экономике. Постсоциалистическая трансформация представляет собой многофакторный процесс, предполагающий изменение функций основных субъектов экономической системы, развитие рыночных механизмов и преобразование отношений собственности.[9]

Реформирование экономики в странах ЦВЕ первоначально базировалось в основном на реализации концепции «шоковой терапии», подразумевающей быстрое обеспечение финансовой стабилизации и либерализацию цен, создание многообразия форм собственности, расширение прав экономических субъектов, открытие внутреннего рынка.

Однако практика показала, что переход к рыночным отношениям требует более длительной и постепенной трансформации всего комплекса макро- и микроэкономических преобразований. Поэтому впоследствии рассматриваемые страны перешли к долгосрочной стратегии экономических преобразований, предусматривающей структурную перестройку, развитие финансовых рынков, решение проблемы занятости и социальной защиты прав человека.

Следует заметить, что страны этого региона более сорока лет были главными партнерами Советского Союза, и с этой точки зрения ход экономических реформ в рассматриваемых государствах, их результативность не могут не влиять на развитие народного хозяйства России и на взаимоотношения с ней. Кроме того, накопленный странами ЦВЕ опыт практических мер по формированию рыночной среды может быть полезен для государств, осуществляющих переход от централизованной планируемой экономики к рыночному хозяйству.

По уровню социально-экономического развития почти все страны ЦВЕ относятся к среднеразвитым. С точки зрения структуры экономики, в регионе преобладают индустриальные и индустриально-аграрные страны, но отсутствуют страны, находящиеся на индустриальной стадии развития. Страны ЦВЕ уступают странам Западной Европы по среднедушевому объему ВВП (в два-три раза меньше) и находятся примерно на уровне более развитых государств Латинской Америки. После Второй мировой войны во всех странах ЦВЕ была установлена административно-командная система.

Постепенно (но в рамках этой системы) исходную советскую модель сменили национальные модели (югославская, венгерская, польская), допускавшие определенное развитие элементов рыночной экономики: преобладание единоличных крестьянских хозяйств, сохранение частного сектора в мелком производстве и розничной торговле, активное развитие внешнеэкономических связей со странами с рыночной экономикой вплоть до привлечения иностранного капитала. В тоже время в ряде стран (Албания, Румыния) до 1989-1990гг. в основном сохранялся хозяйственный механизм, присущий сталинской модели. Анализ экономических реформ в странах Восточной Европы Все государства Центральной и Восточной Европы входят в число стран с переходной экономикой. После падения или трансформации коммунистических режимов в 1989-1991 гг. в странах региона осуществляется переход от административно-командной к рыночной системе. При этом важную роль продолжают играть такие сходные условия, как уровень экономического развития, наличие элементов рыночной экономики до установления и в период господства административно-командной системы, преобладающий менталитет населения, открытость экономики в отношении развитых стран. [4]

Создание рыночных институтов в странах Центральной и Восточной Европы осуществлялась в результате переплетения как эволюционного (градуалистического), так и радикального (шокового) вариантов преобразования. Радикальные методы реформирования применялись в Польше и в меньшей мере - в Чехии. Наибольшие результаты создания основ рыночной экономики к концу 90-х гг. были достигнуты в центрально-европейских странах - Венгрии, Польши, Словении, Чехии. Но при всех различиях в странах Центральной и Восточной Европы утвердились основы рыночной экономики: ликвидировано централизованная планирование, произошла либерализация цен на большинство товаров и услуг, введена внутренняя частичная конвертируемость национальных валют, исчез товарный дефицит.

В ходе рыночных реформ в 90-е гг. преобладали 3 главных направления: либерализация, финансовая стабилизация и приватизация. Динамика основных показателей в странах Центральной и Восточной Европы Удельный вес рассматриваемых стран в мировом ВВП в середине 90-х гг. составил 2-2,5%. В мировом экспорте региону отводится 3,4%, в мировом импорте - 4,5%. Производство электроэнергии в этих странах составляет 3,9%; добыча каменного угля - 9,1% мирового уровня. Одним из важнейших показателей успехов экономических преобразований является экономический рост.

Одним и факторов высокого прироста ВВП является внутренний инвестиционный и потребительский спрос. Именно благодаря приросту инвестиций на (21,6%) и потребительского спроса на (7,2%) Польша добилась особенно впечатляющих успехов. При этом рост потребительского спроса был связан с повышением среднего уровня реальной заработной платы на 6,1%. Инвестиции являются основным фактором роста в Польше. Они возрастают в фиксированных ценах. [10]

Фактором, стимулирующим экономический рост Венгрии, было увеличение экспорта и наличие значительного притока иностранных инвестиций. Поэтому показателю страна занимает лидирующее место среди стран ЦВЕ.

В последние годы в структуре капиталовложений стран ЦВЕ происходил процесс снижения удельного веса централизованных инвестиций при одновременном повышении доли инвестиций государственных и кооперативных предприятий. Значительные изменения происходят и в условиях финансирования инвестиций. Эти изменения затрагивали, прежде всего, области кредитования и осуществлялись в рамках реформы банковской системы (ужесточение условий получения кредитов, отмена приоритетных (льготных) кредитов, включая инвестиционные). Рынок ценных бумаг постепенно стал приобретать все более важную роль в финансировании инвестиционной деятельности предприятий.

Необходимым условием экономического роста являются трудовые ресурсы. Анализ прироста населения в странах ЦВЕ показывает, что уровень рождаемости там является недостаточным даже для простого воспроизводства. Единственной страной, где традиционно растет рождаемость, является Албания.

В результате снижения уровня рождаемости в большинстве стран ЦВЕ в последнее десятилетие темпы роста трудоспособного населения сократились. Вследствие этого произошло уменьшение притока в народное хозяйство трудоспособной молодежи и увеличение доли лиц пенсионного возраста (17% общей численности населения). В некоторых странах (Польша, Венгрия) сложилась так называемая система двойной или повторной занятости населения, которая предполагает развитие кооперативного сектора и индивидуальной трудовой деятельности, а также совместительство. Такая система способствует решению проблемы привлечения в народное хозяйство дополнительной рабочей силы. Тем не менее, в странах ЦВЕ весьма остро стоит проблема безработицы, обусловленная прежде всего сокращением занятости на государственных предприятиях.

В целях уменьшения безработицы проводятся попытки приостановки или замедления банкротств предприятий, влекущих за собой массовое высвобождение рабочей силы. Для этого принимаются специальные программы, связанные с осуществлением помощи предприятиям-банкротам со стороны государства путем, освобождения от возврата кредитов, взятых на развитие производства, скупки долгов предприятия государством, отсрочки погашения разного рода ссуд и др.

В относительно лучшем положении находились государства Центральной и Восточной Европы. Несмотря на серьёзные трудности, экономические реформы здесь дают положительные результаты. Наиболее благоприятная ситуация сложилась в Венгрии, где темпы роста ВВП в 1993 году составили 3% . Застой, падение производства и торговли в течение 1991-1992 гг. характерны для Польши.

Для всех стран Восточной Европы характерен отрицательный платёжный баланс (пассивный), т.е. платежи превышают инвестиционные поступления, что свидетельствует о том, что они все являются должниками.

Одной из причин тормоза можно назвать - напряженная политическая ситуация в этих странах. Она препятствует разработке и выбору соответствующей программы внутренней экономической политики направленной на преодоление кризиса и подъём производства. Событие в Югославии, на Украине, в Молдавии, Таджикистане, Закавказье и т.д. поглощают огромные бюджетные средства, подрывают сложившуюся структуру, углубляют экономический кризис. Более того, все отрицательные перемены в этих странах повлияли на все секторы мировой экономики.

Польша. Начавшийся в 1992 г. рост подъема производства ВВП в Польше ускорился в последующие годы, имея положительную динамику; промышленное производство в2000 г. увеличилось на 6,5%, ВВП вырос на 3,5% (1999 г.) Инвестиции как основной фактор роста в Польше возрастали в фиксированных ценах. В настоящее время в стране насчитывается более 20 тыс. предприятий с участием иностранного капитала. Суммарный приток заграничных капиталовложений составил более 25 млрд. долл., и по приросту данного показателя Польша занимает первое место среди других стран Центральной и Восточной Европы. За эти годы производительность труда в промышленности повысилась на 12%.[4]

Особенно высокие темпы производства (12,4%) отмечаются в перерабатывающихся отраслях. Важным фактором преодоления экономического кризиса стало развитие частного сектора, на который в настоящее время приходится более 70% занятых и 64% производства ВВП. Хоть и медленными темпами, но обозначилась устойчивая тенденция снижения безработицы: с 14,9% в 1995 г. до 10% 1999 г.

Среди факторов роста польской экономики за последние годы следует выделить ярко выраженные успехи по снижению инфляции (темп снижения в 1999 г. составил 7,3%) и активные позиции внешней торговли. Крупнейшими торговыми партнёрами являются страны Евросоюза, государства Центральной и Восточной Европы и Россия. Наметилась тенденция к снижению доли госбюджета, внешнего долга - последнее в основном за счет достигнутой договоренности с Парижским и Лондонским клубами. Динамично развивается Венгрия, где рыночные преобразования практически завершены.

Оживление производства в Венгрии в середине 90-х гг. происходит на фоне сохраняющейся разбалансированности финансовой системы. Преодолению спада в основном способствовали и иностранные инвестиции, по объему которых Венгрия лидирует среди стран Восточной Европы (18 ,2 млрд. долл. - 38% общего объёма зарубежных инвестиций в эти страны). Основные экономические показатели за 1999 г. составили: темпы прироста ВВП - 3.7%, динамика промышленного производства - 10.2%. По меркам переходных экономик, сравнительно низкой оставалась безработица, уровень которой составил 7.1%. Темпы инфляции сокращаются до 10% по итогам года. Таким образом, Венгрия становится одной из наиболее удачных в осуществлении трансформации стран Восточной Европы. В структуре народного хозяйства опережающими темпами развивается сфера услуг.

Чехия имела наибольшие успехи в достижении экономической стабильности. Государственный бюджет бездефицитен, обменный курс кроны устойчив, ВНП после сокращения на 0.9% в 1993 г. увеличился на 2.6% в 1994 г. и на 4% - в 1995г.

Таким образом, последовательно проведенные реформы на востоке Европы могут дать дополнительный толчок европейской экономике, что, в свою очередь, увеличит возможности создания глобальной экономики.

1.3 Модель экономического роста в России

переходный экономика индикатор рост

После длительного господства административно-командной системы в экономике России на рубеже 80-х и 90-х гг. начался переход к рыночным отношениям. Исходные позиции для перехода к рыночной экономике, сложившиеся к концу 80-х гг. в России, в целом были неблагоприятными по следующим обстоятельствам (объективные факторы):

· крайне высокая (даже для стран с административно-командной системой) степень огосударствления экономики, почти полное отсутствие в то время легального частного сектора при неуклонно расширявшейся «теневой экономике»;

· длительное (на протяжении жизни трех поколений) существование принципиально нерыночной экономики, что ослабляло хозяйственную инициативу большинства населения и порождало преувеличенное представление о социальной роли государства;

· крайне искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл военно-промышленный комплекс, а роль отраслей, ориентированных на потребительский рынок, была принижена;

· неконкурентоспособность преобладающей части отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Все это было усугублено отсутствием в обществе консенсуса по поводу самого перехода к рыночной системе, темпов и конкретных способов этого перехода, что вело к почти непрерывному социально-политическому кризису.

Стратегическая цель переходного периода в России -- это формирование эффективной рыночной экономики с сильной социальной ориентацией. Условиями создания такой экономики являются:

а) преобладание частной собственности;

б) создание конкурентной среды;

в) эффективное государство, обеспечивающее надежную защиту прав собственности и создающее условия для экономического роста;

г) эффективная система социальной защиты;

д) открытая конкурентоспособная на мировом рынке экономика. [11]

Формирование современной рыночной экономики в России происходит в условиях взаимопереплетающихся и взаимоотягощающих экономических, политических и социальных кризисов, что затягивает переход к зрелой рыночной системе на десятилетия и усиливает болезненность самих переходных процессов.

Характеризуя формирующуюся в России модель рыночной экономики, следует учитывать особую геополитическую роль страны. Россия в социокультурном плане выступает связующим звеном между цивилизациями западного и восточного типа. В экономическом плане российское общество исторически сформировалось как восточное и сохранило, несмотря на смену политических режимов, следующие его черты:

1. огромную роль государства как регулятора экономики и крупнейшего собственника;

2. неразвитость частной собственности, прежде всего на землю;

3. отсутствие автономного от государства гражданского общества: неразрывную связь власти и собственности;

4. слабость личной инициативы при довольно сильных коллективистских тенденциях.

Сложившаяся в первой половине 90-х гг. российская модель рыночной экономики включает ряд черт, унаследованных из исторического прошлого. Государство даже после приватизации немалой части собственности по-прежнему располагает мощным государственным сектором в важнейших отраслях хозяйства. Сохраняется тесная связь политической власти и собственности.

Вместе с тем государство, утратив в ходе приватизации немалую часть прежних источников доходов, сохранило непосильный для него объем финансовых обязательств, что обусловливает затяжной кризис госбюджета.

В России не возникало взаимодействия и разграничения функций между рыночными структурами и государством, которые постоянно конфликтуют друг с другом, усугубляя кризисное состояние экономики. В результате сложившиеся в переходной экономике России формы собственности заметно отличаются от преобладающих в зрелой рыночной экономике. На многих приватизированных предприятиях так и не появился эффективный собственник.

Значительное влияние на экономические процессы оказывают сложившиеся в предыдущую эпоху монополистические структуры, что затрудняет формирование конкурентной среды; нередко практикуются и криминальные формы конкурентной борьбы.

Наряду с неблагоприятным в целом инвестиционным климатом в стране ограничение конкуренции обусловливает медленную структурную перестройку экономики. Причем начавшийся переход к открытой экономике высветил неконкурентоспособность подавляющего большинства отраслей обрабатывающей промышленности и вызвал новый перекос в отраслевой структуре -- в сторону топливно-энергетического комплекса и первичной переработки сырья (металлургия и химия). Преодоление неконкурентоспособности российской экономики потребует длительного времени, возможно нескольких десятилетий.

Переход к рыночным отношениям в различных отраслях и сферах российской экономики осуществляется крайне неравномерно. Так, в денежно-кредитной сфере и торговле происходит быстрое приближение к уровню стран со зрелой рыночной экономикой, тогда как в сельском хозяйстве в основном сохранились формы организации производства, унаследованные от административно-командной системы.

Неравномерным является также переход к рыночной экономике в регионах России. Быстрее всего этот процесс протекает в Москве, а также в Санкт-Петербурге и других крупных городах, где широкое распространение получило частное предпринимательство, тогда как в отдаленных регионах и сельской местности становление рыночных отношений идет крайне медленно.

Присущие российской модели рыночной экономики высокая криминализация экономической жизни и уход предпринимательства «в тень» обусловлены как факторами, общими для всех стран с переходной экономикой (конфликты в ходе перераспределения собтвенности, рост коррупции), так и российскими особенностями.

Чрезвычайно болезненные гигантские социальные сдвиги, происходящие в переходной экономике, вызывают превращение немалой части населения в маргиналов и люмпенов, которые становятся легкой добычей криминальных структур. В эту же сторону толкает аномия, т.е. разрушение прежних общественных ценностей, не сопровождающееся быстрым формированием новой законченной системы ценностей. Фактическим проявлением аномии в обществе является рост преступности, в том числе экономической.

Характерные для России деспотизм и отсутствие демократических традиций порождали неуважение к закону и недоверие к любой власти. Немалую роль играет и упоминавшийся антагонизм между государством и предпринимательскими структурами, ведущий к разрастанию теневой экономики.

На формирование рыночной экономики в России оказывают влияние такие факторы, как склонность немалой части населения к государственному патернализму (значительной роли государства в перераспределении доходов населения) и общественным формам присвоения (бесплатному образованию, медицинскому обслуживанию и т.д.). Это ведет к сохранению значительной экономической роли государства в финансировании социальных нужд и ограничению рыночных факторов в социальной сфере.

Из сказанного следует, что основанная на сильной регулирующей роли государства российская модель рыночной экономики опирается на ряд долговременных факторов: преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность большинства обрабатывающих отраслей, неэффективность сельского хозяйства, социальное иждивенчество. Эти факторы в современных условиях сдерживают функции свободного рынка.

Такая переходная экономика, представляющая собой шаг вперед по сравнению с административно-командной системой, со временем должна будет уступить место зрелой рыночной системе. Можно сделать выводы:

1. Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем отношений собственности и организационно-правовых форм, представляет собой экономическую систему этого общества. В последние полтора-два века в мире действовали следующие системы: рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм), современная рыночная экономика (современный капитализм), административно-командная и традиционная экономика.

2. В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями.

3. Переход от одной системы к другой порождает особое, переходное состояние экономики. Экономике переходного типа свойственны некоторые специфические черты, в ней функционируют особые экономические формы (например, частично приватизированные предприятия) и одновременно идет интенсивное развитие форм, характерных для новой системы, и постепенное исчезновение старых экономических отношений.

4. Сложившаяся в первой половине 90-х гг. российская модель переходной экономики имеет ряд характерных черт: мощный государственный сектор, малая доля мелкого и среднего частного предпринимательства, постоянное перераспределение прав собственности, преобладание финансового капитала над промышленным, крайне неравномерный переход к рыночным отношениям в различных отраслях и регионах, высокая криминализация экономической жизни, склонность населения к государственному патернализму.

Глава 2. Место стран с переходной экономикой в современном мировом рынке

2.1 Индикаторы показывающего завершение переходного периода развития

Главными направлениями формирования рыночной экономики в переходный период роль в реализации процесса перехода от административно-командной экономической системы к рыночной отводится государству, которое должно последовательно осуществить ряд мероприятий глобального масштаба, которые являются следующие:

1. Либерализация экономики - это система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни.

2. Демонополизация экономики и создание конкурентной среды предполагают создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов, обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса и снижение барьеров для проникновения в отрасль (путем снятия административных препятствий, предоставления льготных кредитов), регулирование ценовой и сбытовой политики естественных монополий, в отдельных случаях раздробление крупных фирм.

3. Институциональные преобразования включают изменения отношений собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и т.д.), создание новой системы государственного регулирования экономики, принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства.

4. Структурные преобразования направлены в первую очередь на устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей. Главная цель перестройки структуры экономики - развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках.

5. Макроэкономическая стабилизация (в основном финансовая). Строго говоря, она не входит в число системных реформ, так как осуществляется нередко и в странах с устоявшейся рыночной экономикой. Важное значение этого направления вытекает из того, что кризис административно-командной системы раньше и сильнее всего проявляется в финансовой сфере, особенно в форме высокой инфляции. Длительное сохранение последней препятствует нормальному становлению рыночных отношений, поэтому подавление инфляции жизненно важно для переходных экономик. В систему мер макроэкономической стабилизации входят ограничение денежной эмиссии, минимизация дефицита госбюджета, обеспечение положительной процентной ставки и т.д.

6. Формирование адекватной рыночному хозяйству системы социальной защиты населения. Эта система мер направлена на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения.[4]

Завершение формирования этих основных элементов рыночной системы и означает окончание переходного периода. Магистральное направление экономической трансформации в странах с переходной экономикой - преобразование отношений собственности. Для бывших советских республик и социалистических стран Восточной Европы, ранее входивших в Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), осуществляющих более или менее быстрый переход от планового хозяйства и авторитаризма к рыночной экономике и политической демократии, главным направлением является приватизация государственной собственности.