logo
Составление платежного баланса

7. Макроэкономические показатели и их воздействие на платежный баланс

Практически все макроэкономические показатели воздействуют на платежный баланс. Их можно разделить на две группы: показатели национального макроэкономического регулирования и внешнеэкономические показатели.

В первую группу показателей можно включить: национальный доход, уровень процентных ставок, величину и объем денежной эмиссии. Воздействие каждого из них зависит от конкретной ситуации и оценивается неоднозначно.

Национальный доход. Под национальным доходом понимается общая сумма полученной заработной платы, дивидендов, проценты и ренты, которые зарабатывают (получают) резиденты данной страны при производстве товаров и услуг.

Индивидуальная и общенациональная потребность во всех видах товаров и услуг зависит от уровня доходов резидентов данной страны. Отсюда следует вывод о том, что в случае повышения этих доходов можно ожидать рост потребления национальных товаров, сопровождающегося ростом потребления импортных товаров. Импорт, в свою очередь, отрицательно воздействует на платежный баланс, увеличивая потребность в иностранной валюте. Отсюда следует, что, осуществляя программу стимулирования роста национального дохода, следует ожидать отрицательного сальдо платежного баланса. При замедлении и даже прекращении роста национального дохода платежный баланс страны улучшается.

Обычным правилом противодействия росту дефицита платежного баланса в связи с «перегревом» экономики и увеличением национального дохода является продажа национальным банком страны резервных запасов иностранной валюты.

Уровень процентных ставок. Величина процентных ставок определяет условия предоставления кредита. Если процентные ставки высоки, то условия предоставления кредита «жестки»; если процентные ставки низки, то они «свободны» («либеральны»).

В мировом хозяйстве значительное количество физических и юридических лиц держит свои средства в форме ликвидных активов, которые перемещаются в те страны, где более высокие процентные ставки, т.е. туда, где за кредиты платят более высокие цены («горячие деньги»).

Рост процентной ставки понимается как реальное увеличение процентных выплат по вкладываемым финансовым средствам, а не просто процентов в связи с инфляцией. Мнение о положительном влиянии более высоких процентных ставок на баланс следует уточнить. Определяющим моментом является не столько уровень процентных ставок, сколько факторы, вызывающие его рост. Если рост процентных ставок следует непосредственно из более жесткой кредитной политики, то это утверждение верно. Однако в тех случаях, когда первопричиной служит рост инфляционных тенденций в экономике, положение окажется обратным.

Вывод о том, что повышение процентных ставок приводит к улучшению платежного баланса, должен быть скорректирован с учетом одного обстоятельства. В долговременной перспективе увеличение процентных ставок постепенно приводит к некоторому «истощению» или уменьшению притока капитала. Более того, в дальнейшем в связи с необходимостью выплат сначала более высоких процентов, а затем и самих долгов следует ожидать ухудшение платежного баланса. Использование более высоких процентных ставок целесообразно только в краткосрочной перспективе.

Величина и объем денежной эмиссии. Еще одним важным показателем, определяющим уровень спроса и предложения на валютном рынке, выступает величина денежной эмиссии на внутреннем рынке.

Увеличение эмиссии или кредитно-денежная политика непосредственно влияют на состояние платежного баланса. Когда Центральный банк расширяет кредитование национальных коммерческих банков за счет выделения дополнительных средств, то естественной реакцией коммерческих банков становится расширение их операций по ссудам для увеличения дохода. Расширение ссуд автоматически влечет за собой снижение процентной ставки. Дополнительное расходование взятых в кредит у банков средств означает рост цен и соответственно повышение импорта.

Рост объемов кредитования стимулирует владельцев денежных средств к более прибыльному вложению капиталов и прежде всего за границей. Национальный капитал устремляется за границу «в поисках» более высоких процентов, что также негативно воздействует на платежный баланс. Сначала преобладает отрицательный эффект.

Либеральная кредитно-эмиссионная политика ведет к ухудшению платежного баланса как в связи с ростом импорта, так и с увеличением потока капитала за границу в связи со снижением процентных ставок внутри страны. Ограниченная денежная политика будет иметь противоположный эффект (табл. 2).

Таблица 2.

Воздействие либеральной и ограничительной денежной политики на основные макропоказатели.

Показатели

Либеральная денежная политика

Ограничительная денежная политика

Национальный доход

Возрастает

Снижается

Процентная ставка

Снижается

Возрастает

Цены

Повышается

Снижается

Платежный баланс

ухудшается

улучшается

Важным показателем, от которого зависит воздействие инфляции на объем экспорта, выступает уровень эластичности спроса на экспортные товары данной страны. Чем ниже уровень эластичности спроса на данный товар в зависимости от цены, тем меньше воздействуют инфляционные тенденции на его сбыт, а соответственно и на снижение спроса в зависимости от инфляционного обесценения.

Особенность воздействия отдельных макропоказателей на экономику представляют важность прежде всего с точки зрения возможности их использования для изменения общеэкономической обстановки в стране. Воздействуя на те или иные показатели, власти оказываются в состоянии осуществить намеченные преобразования.

При этом следует иметь в виду, что в практическом плане эмиссионная и налоговая политика представляют собой сферы деятельности относительно разнородных ветвей власти, подчиняющихся разным структурам.

Налоговая политика - это преимущественно прерогатива Министерства финансов, ведающего вопросами налогообложения и ответственного за величину государственных доходов. Деятельность министерства обычно жестко политизирована.

Что касается эмиссионной политики, то она представляет собой прерогативу Центрального банка - органа, формально политически независимого и подчиняющегося законодательной власти - конгрессу, парламенту, Верховному Совету и т.д.

Важным, хотя и негативно оцениваемым, способом ликвидации диспропорций платежного баланса может быть введение контроля внешнеэкономических связей и переход к прямому государственному регулированию. Введение такого контроля полностью устраняет действие рыночных факторов во внешнеэкономической деятельности.

Формы контроля многочисленны и определяются решаемыми задачами. Прямой контроль может быть разделен на два вида: коммерческий и валютный. Коммерческий контроль включает тарифы, авансовые платежи и другие средства, ограничивающие внешнюю торговлю товарами и услугами. Контроль внешнеэкономических связей ограничивает прямые капиталовложения и другие источники капитала.

К ограничителям внешней торговли следует также отнести налоги, субсидии и количественные ограничения. Наиболее распространенными средствами внешнеторгового регулирования являются пошлины, экспортные и импортные ограничения и связанная с ними система лицензирования.

Валютные ограничения в торговле ничем не отличаются от внешнеторговых ограничений. Широко используются ограничения на переводы иностранными физическими и юридическими лицами средств и инвестиций. Контроль внешнеэкономических связей включает запрет конвертаций, т.е. перевода национальной валюты в иностранную.

Опыт контроля внешнеэкономических связей, применяемого различными странами, показывает, что он приводит к значительным издержкам даже в тех случаях, когда применяется осмотрительно. Это объясняется прежде всего появлением потерь из-за неосуществленных сделок, ростом взяточничества и протекционизма, когда предпринимаются попытки обойти контроль и получить валютную лицензию.

Валютный курс как макропоказатель положения страны в системе мирохозяйственных связей занимает особое место в числе показателей, используемых в качестве средства государственного регулирования платежного баланса. Причина заключается в том, что его повышение или понижение немедленно и непосредственно воздействует на экономическое положение страны. Изменяются ее внешнеэкономические показатели, валютные резервы, задолженность, динамика товарных и финансовых потоков.