logo
"Мягкая сила" как инструмент внешней политики Китая

2. Источники и инструменты «мягкой силы» КНР

Источниками «мягкой силы» в Китайской политике служат, как описывалось выше, концепция гармоничного мира, пять принципов мирного сосуществования и другие провозглашенные правительством курсы, которым следует вся нация. Однако существуют и менее официальные, но значительные источники.

В последние годы Китай активно продвигает публичную дипломатию (public diplomacy). С одной стороны, публичная дипломатия - это инструмент, благодаря которому «мягкая сила» реализуется, с другой - это источник, так как через публичную дипломатию «мягкая сила» рождается.

В 2006 году канцлер Шанхайского Университета Иностранных Языков Ву Йоуфу предложил идею сменить национальный символ Китая с дракона на панду Wang, Y. (2008). Public Diplomacy and the Rise of Chinese Soft Power. The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science, 616(1), p. 258. . Безусловно, идея вызвала много споров, однако смысл этой идеи состоял в том, что мир воспринимает Китай как страну-дракона и намерения Китая воспринимаются мировым сообществом через призму этого символа, в то время как панда смягчила бы восприятие. Это происходит потому, что международные отношения целиком проходят через призму западных понятий, и если Китай будет выражать свою позицию по правилам международного общения, он потеряет свою идентичность, и, что страшнее, китайское правительство будет критиковаться жителями Поднебесной. Поэтому публичная дипломатия - важный источник и инструмент в руках китайских властей.

Публичная дипломатия - это концепция, в китайских источниках это называется «вай сюань» НвРы (пиньинь: wai xuan - внешняя пропаганда) , то есть внешняя пропаганда. Китайская публичная дипломатия фокусируется на рекламе китайских достижений, успехов, а главная цель - поднять имидж страны в глазах мира. По сравнению с внутренней государственной пропагандой, китайскую публичную дипломатию еще нельзя назвать развитой. Дело состоит в том, что китайское правительство далеко не всегда продумывает шаги по укреплению положительного национального имиджа и совершает ошибки. Одной из них является то, что для Китая сила государства равна имиджу, то есть большую и сильную страну уважают. Основываясь на опыте СССР и современной России, можно предположить, что это равенство идет со времен Холодной Войны и предубежденности коммунистов того времени. Однако мир меняется, и он требует более доброжелательного подхода. Имидж таких небольших стран как Швейцария, Норвегия и Швеция можно назвать идеальным при том, что это небольшие и слабые в отношении военной силы страны, однако благодаря «мягкой силе» они создали превосходную картинку своей нации. В противоположность этим странам можно поставить США и Россию, которые, несмотря на военную мощь и большую территорию жалуются далеко не всеми странами в мире.

Китайские власти уделяют много внимания росту ВВП и принимают этот рост как показатель «мягкой силы», тем не менее, «мягкая сила» не может заключаться в исключительной демонстрации высокого экономического роста, необходимо также продвигать и культуру, традиции. Однако и со стороны западного мира существуют недопонимания, на которые китайскому правительству необходимо обратить внимание. К примеру, западный мир любит китайскую историю и культуру, однако не воспринимает современную китайскую культуру, которая понимается как «более политизированная» Ibid., p. 262.. Еще один вызов для китайского правительства западный мир любит китайскую нацию, но не любит КПК и коммунизм как идеологию Ibid., p. 263.. Даже если некоторые предубеждения будут устранены, сама китайская культура станет серьезным препятствием для понимания Китая иностранцами, а значит, и для публичной дипломатии.

Тем не менее, подъем Китая требует решительных действий в рамках «мягкой силы», и поэтому китайское правительство уделяет много внимания публичной дипломатии. «Китай ищет дорогу для мирного развития» Ibid., для изменения международного имиджа страны, для принятия Китая миром, и эти цели приходят к свои результатам. Во-первых, быстрый подъем китайской экономики обратил на себя внимание всего мира. Благодаря этому многие страны приветствуют китайские инвестиции в свои экономики. Во-вторых, у Китая существует огромное преимущество - количество населения. Китай способен заполонить мир своими гражданами, которые будут открывать культуру Китая миру, преподавать язык и так далее. В-третьих, у Китая огромные экономические, политические и культурные ресурсы, которые в перспективе Китай сможет использовать в полной мере для эффективного функционирования публичной дипломатии. Олимпийские игры 2008 года в Пекине помогли миру узнать Китай ближе, осознать, что это уже не строго коммунистическая страна, а страна открытая, готовая к новым идеям (с поправками под китайские реалии). Тем не менее, существуют и вызовы, которые нужно преодолеть. Среди этих вызовов можно выделить политическую систему, которая функционирует «по принципу демократического централизма, но дипломатическая сила Китая не централизована» Ibid., p.264.. Проблема в том, что китайская дипломатическая система перегружена разделениями на департаменты, отделы и так далее. Получается, что система перегружена бюрократией, что серьезно затрудняет качественное ее функционирование. Также существует информационная проблема. В ведущих мировых СМИ взгляд на Китай преподносится через взгляд стран Запада, Китай не может контролировать эти мнения. Это усугубляется тем, что инициатива китайских дипломатов проявляется редко, а идеи далеко не всегда соответствуют духу времени.

Окончание Холодной Войны и распад СССР послужили серьезным толчком к переосмыслению событий, предшествующих распаду коммунистического лагеря. Китай осознал, что время требовало перемен, и поэтому были выдвинуты пять главных целей в реализации публичной дипломатии: 1)увереннее доносить до мирового сообщества установки и убеждения китайского правительства; 2)формировать предпочтительный образ страны; 3)отвечать на искаженные доклады о Китае; 4)улучшать международную обстановку вокруг Китая; 5) распространять влияние на политические решения других стран Ibid., p.268..

Неправильные представления о Китае «формируются через интерактивный процесс» Ibid. общения Поднебесной и мирового сообщества. Международное сообщество не понимает китайскую идеологию, установки, условия жизни. Китай, в свою очередь, не уделяет должного внимания к обращениям извне и «плохо продвигает себя» Ibid..

Китай, осознавая недопонимание со стороны внешнего мира, выпустил Белую книгу - документ, объясняющий китайские реалии. В этой книге объясняются такие темы как права человека в Китае, проблема Тайваня, проблема Тибета, планирование семьи, права женщин, свобода вероисповедания и другие темы White Papers of the Government. http://www.china.org.cn/e-white/ . Такой документ помогает китайскому правительству улучшить имидж страны, тем более это важно, когда перед политикой Китая стоят такие проблемы как взаимоотношения с Индией, проблема Корейского полуострова, взаимоотношения с Вьетнамом, ситуация в Южно-Китайском море. Не менее важная проблема для Китая - это права человека, и эта тема довольно остро стоит на пути к положительному имиджу Китая. Исследовать китайской публичной дипломатии Ингрид дХугх пишет, что «публичная дипломатия не способна изменить имидж Китая до тех пор, пока в ней не соблюдаются права человека» Hooghe, I. (2007). The rise of Chinas public diplomacy. The Hague: Netherlands Institute of International Relations Clingendael..

Проблемы и вызовы, с которыми сталкивается Китай для поднятия международного положения, требуют от китайского правительства позитивные и эффективные шаги в области публичной дипломатии. В долгосрочной перспективе перед Китаем уже стоит вызов: публичной дипломатии необходимо держать баланс между китайскими и западными ценностями. Получается, что Китаю необходимо выражать себя так, чтобы его понимало международное сообщество, при этом не потерять свои истоки. Это требует более продуманной и эффективной стратегии для публичной дипломатии.

Подъем Китая достиг стадии, «когда «Сделано в Китае» трансформируется в «Разработано в Китае» Wang, Y. Op. cit., p.270. . Эта концепция выявляет тот факт, то китайские бренды и китайская финансовая мощь - это новый виток, который необходимо осветить публичной дипломатии. Публичная дипломатия выполняет три важных роли: она формирует симпатию международного сообщества , создает имидж современного Китая 21 века, прокладывает путь дальнейшему возвышению Китая Ibid.. Публичная дипломатия - это путь к продвижению «мягкой силы», это ее основной инструмент.

Пекин активно субсидирует расширение присутствия китайских тем в СМИ за рубежом с целью создать «глобальную медиа-империю, чтобы сломать монополию западных СМИ»Foreign Affairs. (2015). Chinas Soft-Power Push. [online] Available at: https://www.foreignaffairs.com/articles/china/2015-06-16/china-s-soft-power-push [Accessed 5 May 2016].. Среди китайских СМИ можно выделить Агентство Синьхуа - это официальная государственная служба новостей Китая. Сегодня Синьхуа расширяет свой штат и наращивает присутствие в Интернете. И Синьхуа расширяет штаты своих существующих бюро и наращивает свое присутствие в Интернете с аудио и видео контента.

Государственный телеканал Китая, CCTV также носит глобальный характер. Он выпустил свой первый 24-часовой английский канал, CCTV International, в 2000 году и в настоящее время вещает на шести языках по всему миру.

По сравнению с другими государствами Китай обладает уникальными преимуществами в расширении «мягкой силы». Будучи одной из древнейших мировых цивилизаций, Китай может гордиться элементами своей культуры, которые распространились во Восточной и Юго-Восточной Азии. Это важный ресурс китайской «мягкой силы». Согласно Джозефу Наю, «культура лучше всего привлекает людей и производить мягкую силу в случаях, где культуры в определенном смысле похожи» Nye, J. (2002). The paradox of American power. Oxford: Oxford University Press. P. 15. . Реформы после Мао Цзэдуна, экономический подъем и политика открытости создали стимулы к изучению китайского языка и культуры. Один из самых популярных проектов китайских властей - это Институты Конфуция в разных странах мира с миссией преподнести китайский язык и культуру принимающим странам, а также развивать дружеские отношения Китая с другими странами.

Культура - достаточно мощный источник «мягкой силы» Китая. Китайский язык (иероглифы, каллиграфия), философия, музыка, кино, искусство, архитектура, китайская еда, китайская медицина, а также современные китайские города - все это мощные ресурсы для привлечения внимания всего мира. Единственное, чего не хватает Китаю - это единого и мощного источника, через который все эти ресурсы транслировались бы в открытый мир. Более того, китайская культурная индустрия лишь набирает обороты, и сегодня правительство Китая сфокусировалось на том, что приносит больше прибыли - на кинематографе. Китайская цензура пропускает американские блокбастеры при условии, что в картине будут присутствовать китайцы, которые сыграют не последнюю роль в помощи главному герою.

Политические ценности - еще один источник «мягкой силы». Об этих источниках говорилось выше. Среди них: пять принципов мирного сосуществования, гармоничный мир, мирное возвышение, сама концепция «мягкой силы».

Модель развития Китая серьезно влияет на развивающиеся страны, показывая им возможности для развития, которые им не могут предложить развитые страны Запада. Китай не эксплуатирует, а инвестирует в развитие стран. Более того, развитие Китая и экономический подъем заинтересовывают исследователей со всего мира, что способствует образовательному обмену. Китай быстро ловит все тенденции времени, и сегодня страна активно инвестирует в технологии.

Многие исследователи в изучении феномена «мягкой силы» Китая пропускают один очень важный момент. «Мягкая сила» Китая исходит из истоков китайской культуры, а именно из ее философии. Именно китайская философия и ее течения становятся важным фундаментом в культуре китайской нации. Каждое философское течение ставило в центр своего учения гармонию, причем в каждой философской концепции много внимания уделяется тому, как нужно управлять страной и быть хорошим правителем. В даосизме, к примеру, источником гармонии считается Вселенная, и поэтому любое существо прекрасно в своем первоначальном виде, а лучший правитель - тот, кто не обременяет население. В конфуцианстве справедливость, любовь и честность - ведущие принципы, и именно им должен следовать хороший правитель.

Если брать во внимания время, которое необходимо для того, чтобы сформировать предпочтения и мобилизовать имеющиеся ресурсы «мягкой силы» в согласованной и последовательной манере, то ресурсы «мягкой силы» становятся «медленными, более громоздкими» Nye, J. (2004). Soft power. New York: Public Affairs. P. 100. , чем ресурсы «жесткой силы» для влияния на международную политику. Это увеличивает сложность оценки «мягкой силы», так как многие ее ресурсы являются относительно новым явлением, не всегда имеющими границы и окончательное оформление.

В концепции Джозефа Ная существует три основных источника «мягкой силы»: культура, политические ценности и внешняя политика. Некоторые исследователи добавляют еще два источника: экономическое развитие и международный имидж Li, X. and Worm, V. (2010). Building Chinas Soft Power for a Peaceful Rise. Journal of Chinese Political Science, 16(1), p.72. .

Китай благодаря своему огромному рынку и бизнес-потенциалу предлагает огромные возможности для торговли и инвестиций, а значит, и для создания материальных благ. Это огромный ресурс «мягкой силы», многие развивающиеся страны стараются привлечь китайские инвестиции.

Среди прочих инструментов по претворению политики «мягкой силы» в жизнь можно выделить следующие: 1) создание привлекательных продуктов культуры, которые будут рассчитаны на не только внутреннее, но и внешнее потребление; 2) продвижение китайских брендов (Xiaomi, Huawei, Aliexpress, Haier) на международной арене; 3) продвижение комплексных культурных и экономических связей в целях расширения присутствия Китая в других странах; 4)распространение китайского языка и культуры; 5)привлечение иностранных студентов в китайские вузы.

Таким образом, все источники Китайской «мягкой силы» можно свести к трем элементам: модель развития, внешняя политика, основанная на мирном возвышении и мирном развитии, а также на китайской цивилизации. Модель развития Китая привлекательная для развивающихся стран и стран третьего мира, она показывает возможности для экономического подъема. Для исследователей Запада модель развития Китая интересна как альтернатива их развитию. Внешняя политика - еще один важный элемент, в особенности он важен в применении к Азии. Мирное возвышение и мирное развитие - это дипломатические стратегии для перехода Китая в мировую державу и лидера региона. И, наконец, китайская цивилизация, собравшая в себе все элементы культуры, что «создает определение азиатских ценностей» Cho, Y. and Jeong, J. (2008). Chinas Soft Power: Discussions, Resources, and Prospects. Asian Surv, 48(3), p.469.. Китайская цивилизация способна сплотить вокруг себя азиатскую культуру, став ее центром. Китайские власти работают в этом направлении.

политический ценность китайский экономический