Рынок технологий – важнейший фактор современной международной экономики

курсовая работа

2. Передача технологий на мировом рынке

Операции по экспорту и импорту технологий осуществляются при сотрудничестве между субъектами мировых рынков технологий, которыми являются государства, корпорации, фирмы, бесприбыльные организации, университеты, посреднические структуры и физические лица (ученые и специалисты).

Объектами мирового рынка технологий являются результаты интеллектуальной деятельности в овеществленной (оборудование, агрегаты, инструменты, технологические линии и др.) и неовеществленной форме (различного рода техническая документация, знания, опыт и др.).

Международные документы трактуют понятие технология весьма широко; согласно неоклассической теории, оно включает в себя:

собственно технологию, понимаемую как набор конструктивных решений, методов и процессов;

материализованную технологию, т.е. технологию, воплощенную в машинах, оборудовании и т.п.

Соответственно предметом трансферта могут выступать оба типа объектов - как совместно, так и в отдельности.

Уровень современной мировой науки и техники во многом обусловлен освоением сотен тысяч изобретений, созданных учеными и конструкторами всех стран мира. Существующая тенденция удорожания изобретений проистекает от ориентации на широкое применение. Так средняя доходность от применения изобретений в форме экономии и прямой прибыли в 70-х годах возросла в 1,5 раза относительно 60-х годов, а на начало 80-х годов в 5,8 раза относительно 70-х. К началу 2000-х этот показатель удваивался каждые полгода.

Соответственно растет эффективность передачи технологий между различными странами и фирмами. Этот процесс осуществляется по довольно широкой сети каналов.

Международная передача технологий (international technology transfer) - это совокупность экономических отношений между фирмами различных стран в области использования зарубежных научно-технических достижений. Под технологическим обменом в широком смысле может пониматься широкий спектр международных экономических отношений.

Все многообразие форм коммерческой передачи технологий в мировых рынках технологий может быть сведено к следующим формам:

передача, продажа или предоставление по лицензии всех форм промышленной собственности (за исключением товарных и фирменных знаков);

предоставление ноу-хау и технологического опыта;

торговля высокотехнологичной продукцией;

предоставление технологического знания, необходимого для приобретения монтажа и использования машин и оборудования, полуфабрикатов и материалов, полученных за счет закупки, аренды, лизинга или каким-то другим путем;

промышленное и техническое сотрудничество в части, касающейся технического содержания машин, оборудования, полуфабрикатов, материалов;

оказание консалтинговых услуг и инжиниринг;

передача технологии в рамках научно-технической производственной кооперации;

передача технологии в рамках инвестиционного сотрудничества (франчайзинг).

Международная передача технологии может осуществляться как по межфирменным каналам независимым иностранным фирмам, так и по внутренним каналам фирм в случае внедрения в каком-либо страновом отделении научно-технического достижения, разработанного организационной единицей фирмы в другой стране.

В современных условиях все большего расширения деятельности мультинациональных корпораций (МНК) большая доля лицензионного обмена в мире осуществляется именно по каналам внутрифирменной торговли, что снижает степень риска при заключении контрактов и гарантирует сохранение научно-технических секретов.

Особое место в способах передачи технологий занимают лицензии.

Возникновение и развитие лицензионной торговли является объективной экономической закономерностью, результатом международного разделения труда и поступательного развития производительных сил общества, их интернационализации. Она способствует сокращению непроизводительных затрат общественного труда, т.к в условиях научно-технической революции (НТР) экономически нецелесообразно отдельно взятой стране, независимо от ее размеров и уровня научно-технического потенциала, равномерно развивать все направления науки и техники.

История знает немало патентов, стоивших много миллионов долларов, которые охраняют изобретения, послужившие в довольно широкий период времени основой развития целых отраслей промышленности в мировом хозяйстве. Таковы, например, патенты Нобеля (динамит), Сольвея (получение соды из поваренной соли), Гейтса (колючая проволока), Зельдена (монтаж двигателя внутреннего сгорания на автомобиле), Гудиира (вулканизация), Вестингауза (железнодорожный тормоз), Эдисона (фонограф, электролампа), Белла (телефон), Армстронга (частотное модулирование), Уиттла (турбореактивный двигатель), Зворыкина (телевидение). Однако среди многих форм технологического обмена международная торговля лицензиями приобрела самостоятельное значение только во второй половине ХХ столетия. Особенностью отраслевой структуры международной торговли лицензиями, которая сохраняется на протяжении всего послевоенного периода, является преобладание торговли в наукоемких отраслях промышленности, оказывающих решающее влияние на общее экономическое развитие и технический прогресс в целом. К таким отраслям относятся:

радиоэлектронная;

авиационная;

космическая;

электротехническая;

химическая;

металлургическая;

машиностроительная;

атомно-энергетическая.

Первое место по обороту в сфере торговли лицензиями принадлежит США (28% мирового объема), хотя доля этой страны значительно снизилась с 1960 г. (38,6%). Снижение произошло за счет уменьшения удельного веса США в экспорте лицензий. В последние годы США расширили объемы закупок зарубежных технологий, причем по этому показателю вошли в число ведущих стран-импортеров лицензий. Американские компании часто приобретают невнедренные технологии и сами их дорабатывают. При таких обстоятельствах лицензиары не являются их конкурентами, а, следовательно, снимаются многие экономические и юридические проблемы, нередко возникающие при заключении и выполнении лицензионных соглашений.

Основными рынками американской технологии являются Западная Европа и Канада, из которых США получают 64% своих лицензионных поступлений. Этими же регионами ограничивается для США внешний рынок научно-технических знаний, куда США переводят до 95% платежей за импорт лицензий.

Ведущая роль США в экспорте лицензий, определяется огромным научно-техническим потенциалом и крупнейшими расходами на НИОКР, тщательным регулированием норм использования изобретений, созданных с привлечением государственных средств или в рамках правительственных заказов, занимающих значительный объем в расходах на исследования и разработку, а также политикой сдерживания торговли лицензиями с независимыми фирмами, при одновременном усилении обмена технологиями с расположенными в США материнскими фирмами, их многочисленными филиалами и дочерними компаниями за рубежом.

Япония по обороту коммерческих сделок в международной торговле лицензиями занимает второе место (15% мирового объема). Почти 80% всего количества лицензионных контрактов Японии связано с покупкой секретов производства - ноу-хау (причем не всегда эти знания оформлены юридически, в патентной форме), знания менеджерские, знания того, как организовать и наладить производство и маркетинг. Приобретаемые лицензии японские фирмы используют не только для перевооружения ведущих отраслей экономики и развития экспорта, но и как потенциал для развития собственных НИОКР. До конца 60-х годов Япония была нетто-импортером лицензий, а затем стала наращивать их экспорт.

Политику западноевропейских государств в расширении участия в международном рынке лицензий и эффективного использования мировых научно-технических достижений постоянно отражают Германия и Великобритания, принадлежащие к мировым лидерам лицензионной торговли. Ориентация научно-технической политики этих стран на проведение собственных НИОКР и значительное увеличение государственных ассигнований и расходов частных фирм на их проведение, осуществление нововведений с целью повышения уровня конкурентоспособности высокотехнологичной продукции, увеличение инвестиций капитала в другие страны позволили им добиться эффективного использования за рубежом научно-технического потенциала путем экспорта лицензий.

Патентно-лицензионный оборот Германии составляет примерно 8% мирового объема. При этом расходы на импорт лицензий превышают доходы от их экспорта. Важнейшими лицензиарами и лицензиатами германской промышленности являются электротехническое машиностроение, химия, металлургия, металлообработка, фармацевтика. Германия осуществляет патентно-лицензионную деятельность исключительно в индустриальных странах, на которые приходится примерно 86% поступлений от продажи лицензий и примерно 95% платежей за их приобретение. Почти половину всех доходов Германия получает из Западной Европы и примерно треть из США. По отношению к Японии Германия давно демонстрирует высокое положительное сальдо, хотя и обеспокоена тем, что темпы роста ее платежей по японским лицензиям в последние годы значительно опережают платежи японской стороны по германским лицензиям.

Патентно-лицензионный оборот Великобритании составляет 8,6% мирового объема. Для английских фирм характерно превышение поступлений по лицензионным сделкам по сравнению с платежами. В Великобритании лидерами по сумме поступлений и платежей традиционно являются химическая промышленность, электротехническое машиностроение, пищевая и табачная промышленность.

Ярким примером завоевания передовых позиций на внешнем рынке, благодаря активному импорту лицензий, является одна из новых индустриальных стран - Южная Корея. Начиная с 70-х гг. эта форма получения новейших технологий была не только основным каналом заимствования зарубежного научно-технического опыта, но и играла ключевую роль в формировании современной промышленной структуры в стране. В 90-е годы Республика Корея импортирует около 700 новых технологических разработок ежегодно. Понимая, что развитие науки и технологии является ключом к укреплению конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, эта страна в последние годы сделала ставку на приоритетное развитие наукоемких отраслей.

В мировой практике, лицензионных соглашений, предметами которых являются только изобретения, действует незначительное количество. Наибольшее количество действующих лицензионных соглашений - это соглашения, предметом которых одновременно являются изобретения, право их промышленного и (или) коммерческого использования и ноу-хау. Таких лицензионных соглашений более половины, без учета лицензионных соглашений, заключаемых между национальными фирмами внутри страны, сопутствующих лицензий и других, информация о которых отсутствует.

Поскольку лицензионная торговля между странами мира регулируется международными и межгосударственными соглашениями, правовыми нормами стран-участников соглашения и условиями самих соглашений, то государственное регулирование лицензионных операций национальных фирм с зарубежными контрагентами осуществляется посредством получения согласия или разрешения компетентного государственного органа на продажу или закупку лицензий, а также посредством налогообложения и контроля за соблюдением условий соглашения. Государственный компетентный орган контролирует размер лицензионного вознаграждения и может запретить сделку, например, при относительно высоком вознаграждении иностранному контрагенту и валютном дефиците страны.

Рынок высокотехнологичной продукции прочно удерживают три страны, являющиеся ведущими агентами мировой технологической торговли. Это США, Германия и Япония. Ежегодный объем экспорта данной продукции приходящейся на эти страны составляет 700, 530 и 400 млрд. долл. соответственно. Однако эти показатели не учитывают так называемого эскорт эффекта. Суть его заключается в том, что реализация зарубежных технологий и высокотехнологичных товаров может сопровождаться поставками сырья, дополнительного низко технологичного оборудования и полуфабрикатов по отдельным контрактам, юридически не связанными с первоначальными соглашениями. Таким образом, продавец увеличивает собственный объем экспорта готовой продукции. Поскольку дополнительные договора могут заключаться на другие фирмы поставщики или дочерние компании - это открывает возможности для манипулирования налогооблагаемой базой. Этим широко пользуются ТНК. По мнению зарубежных экономистов до 80% технологической торговли приходится на внутрифирменную торговлю.

Для защиты результатов интеллектуальной деятельности на мировом рынке используется такое понятие как "копирайт" - право воспроизведения - при заключении договоров на передачу не только произведений искусства, но и на производственные эскизы, макеты, рисунки и чертежи. Это позволяет вывести из под норм, значительную долю внутрифирменной торговли.

Внутренняя патентно-лицензионная политика государств также во многом определяет внешнюю политику высокотехнологичных компаний. Так Япония, установив самую высокую в мире стоимость патентования (полный документарный цикл подтверждения и поддержания стоит около 80 тыс. долларов США), в состоянии полностью контролировать внутренний рынок изобретений и не допускать иностранные компании в свое правовое пространство путем дополнительных временных ограничений на период рассмотрения патентных заявок. В итоге Япония имеет 96% собственного внутреннего рынка изобретений.

Мировая практика показывает, что предприятия стран, отстающих в области создания и применения новых технологий в силу недостатка средств и не имеющих опыта вовлечения в международный оборот результатов интеллектуальной деятельности, при вхождении государства в систему ВТО, не в состоянии закрепиться даже на периферийных позициях мирового технологического и экономического развития.

Международные стратегические альянсы, основанные на передаче технологий или альянсы, построенные на технологической кооперации, являются мощным механизмом постиндустриальных стран при проникновении и работе на мировом рынке. Для малых и средних фирм в особенности, альянсы стали почти обязательным условием решения финансовых задач присутствия на международном рынке. Для больших компаний, альянсы, включающие техническое кооперирование, стали частью стратегии выживания при диверсификации, приобретении и развитии новых коммерческих технологий.

В коммерческом плане, многие американские и европейские высокотехнологичные компании создают альянсы, основанные на передаче технологии и кооперации, с целью совместной разработки, производства и маркетинга на территории Европейского Союза.

Поскольку большое число технологий в оборонных компаниях было разработано под эгидой оборонных программ, передача и использование таких технологий или ноу-хау и содержащейся в них интеллектуальной собственности должны учитывать договорные требования оборонных ведомств и ограничения по не разглашению их содержания. Необходимо помнить, что не все альянсы или кооперативные объединения, требуют передачи технологии. Технологическая кооперация и совместные проекты могут осуществляться так, что две стороны совместно будут развивать новую продукцию и работать друг с другом исключительно над маркетинговой стратегией и дальнейшим усовершенствованием этой продукции.

Неразвитая природа российского "открытого рынка" делает трудной, почти невозможной для малых и средних высокотехнологических предприятий работу на этом рынке. Стратегический альянс между американскими и российскими компаниями предоставляет некоторую возможность для такой деятельности. Тщательное исследование заинтересованности и совместимости размеров компаний, адекватное финансирование и грамотный менеджмент - необходимое и неизбежное условие успеха. Но в то же время, это почти невозможное осуществить в России.

Делись добром ;)