Влияние нормативной силы ЕС на внешнюю политику стран Южного Кавказа

курсовая работа

Введение

Исследование нормативного влияния Европейского союза на внешнюю политику стран Южного Кавказа важно для понимания природы ЕС как международного актора. Программы, имплементируемые Евросоюзом в отношении стран Закавказья, представляют интерес с точки зрения их способности внедрять европейские ценности и нормы в процесс принятия политических решений, определяя тем самым внешнеполитический вектор стран-партнеров.

Актуальность исследования обусловлена как теоретическим аспектом, связанным с исследованием природы Европейского союза, так и практическим, отражающим перспективы развития ситуации в регионе. По мере развития украинских событий вопрос будущего политики ЕС в Закавказье в целом и программы Восточного партнерства в частности переместился с периферии политической повестки дня в центр крупнейшего геополитического кризиса. Планируемый в мае 2015 саммит Восточного Партнерства в Риге назвали в СМИ «саммитом за выживание»http://www.euractiv.com/sections/europes-east/riga-host-eastern-partnership-survival-summit-312466. Три страны Южного Кавказа, участвующие в программе, несмотря на географическую близость, продолжают двигаться в разные политические направления, что требует от Европейского союза пересмотра как общего подхода к региону, так и переосмысления своей нормативной политики.

Перспективы влияния ЕС как нормативной силы на третьи страны чаще всего рассматриваются в контексте внутренней политики стран-партнеров.В нашем исследовании мы изучим влияние нормативной силы ЕС на внешнюю политику стран Закавказья на примере участия Грузии, Армении и Азербайджана в европейских инициативах по борьбе с незаконным распространением легкого оружия и стрелкового вооружения (СОЛВ).Обращение к данному исследовательскому материалу позволяет нам заявить о научной новизне нашего исследования.

Объектом данного исследования является Европейский союз.

Предмет исследования- международные нормативные инструменты ЕС.

Цель работы- определить факторы эффективности нормативного влияния ЕС на внешнюю политику стран Закавказья.

Исследовательский вопрос - какие нормативные механизмы должен использовать ЕС для оказания эффективного влияния на внешнюю политику стран-партнеров.

Задачи исследования:

Рассмотреть теоретические основы понимания ЕС как нормативной силы;

Изучить подходы к исследованию нормативной внешней политики ЕС;

Изучить роль ЕС в международной борьбе с нелегальным распространением СОЛВ;

Проследить участие стран Южного Кавказа в инициативах ЕС по контролю распространения СОЛВ;

Оценить результаты нормативного влияния ЕС на внешнюю политику стран Южного Кавказа в сфере инициатив по борьбе с нелегальным распространением СОЛВ;

Выявить основные возможности и проблемы нормативного влияния ЕС на внешнюю политику стран Южного Кавказа в сфере борьбы с СОЛВ.

Гипотеза исследования:ЕС обладает определенным потенциалом нормативного воздействия на внешнюю политику стран Закавказья. Однако непоследовательность применения нормативных инструментов в комбинации с внешними факторами ограничивает уровень влияния ЕС в рассматриваемом регионе.

Теоретическая значимость работы связана с обращением к концепции нормативной силы, которая является недостаточно изученной в российской академической литературе в силу отсутствия четкого терминологического аппарата и исследовательской модели. Однако распространенность концепции НПЕ среди европейских исследовательских институтов, а также в политической и медиа-среде подтверждает значимость данного подхода к рассмотрению международной роли ЕС. Обратившись в своей работе к анализу влияния нормативных принципов ЕС на внешнюю политику стран-партнеров, мы предоставим теоретический материал, который позволит дальнейшему развитию данного академического вопроса.

Практическая значимость нашей работы связана с нарастающей необходимостью изучения нормативных механизмов и их потенциального влияния на процесс принятия политических решений. Полученные данные могут активно использоваться в рамках разработки внешнеполитических проектов, направленных на страны-партнеры.

Хронологические рамки охватывают период 2005- 2014 годов - с момента начала участия стран Южного Кавказа в инициативах ЕС по контролю распространения СОЛВ и до настоящего времени.

Методологической основой исследования является концепция нормативной силы Европы. Основные используемые методы - анализ документов, кейс анализ.

Источниковую базу исследования составляют нормативно-правовые акты и документы официального делопроизводства институтов Европейского Союза: Договор о Европейском союзе, Стратегия по борьбе с незаконной торговлей и избыточным накоплением (СОЛВ) и их боеприпасов, Совместная позиция 2008/944/CFSP определяющая правила контроля экспорта военных технологий и снаряжения, отчеты по реализации инициатив ЕС по контролю незаконного распространения СОЛВ, решения Совета ЕС, заявления Европейской службы внешнеполитической деятельности.

Настоящая работа потребовала изучения корпуса исследований отечественных и зарубежных авторов, посвященных пониманию международной природы ЕС. Специфика международной сущности Евросоюза рассматривалась рядом исследователей, в разные периоды характеризовавших Союз как гражданскую силуDuchкne F. Europes role in world peace. In: Mayne R (ed.) Europe Tomorrow: Sixteen Europeans Look Ahead. L., 1972. P. 33, молчаливую сверхдержавуMoravcsik A. Europe is the new role model for the world. Financial Times, 5 October 2004, этическую силуAggestam L. Introduction: ethical power Europe? International Affairs, 2008. P. 4, постмодернистскую сверхдержаву McCormick J.The European Superpower. Basingstoke: Palgrave, 2006. P.5, ответственную силуMayer H. and Vogt H.A Responsible Europe?Ethical Foundations of EU External Affairs. Basingstoke: Palgrave., 2006. P.67, прагматическую силу Wood S. Pragmatic power EUrope.Cooperation and Conflict 46(2), 2010. P.244, исчезающего медиатораNicolaпdis K.The power of the superpowerless. In: Lindberg T (ed.) Beyond Paradise and Power: Europeans, Americans and the Future of a Troubled Partnership. L., 2004. P. 101 и, наконец, нормативную силу. В своей работе мы опирались на исследования нормативной силы И. Маннерса, Н. Точчи, Т. Форсберга, Э. де Цаттер, Т. А. Романовой, Л.О. Игумновой и других.

Выпускная квалификационная работа состоит из «Введения», трех глав, «Заключения», списка источников и литературы. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты понимания Европейского союза как нормативной силы - основные положения и понятия концепции, подходы к исследованию нормативной внешней политики ЕС, критические замечания.

Вторая глава представляет эмпирический материал, отражающий международную деятельность ЕС по борьбе с нелегальным распространением СОЛВ - в особенности ключевые нормативные документы Евросоюза в данной сфере. Также данная глава рассматривает степень участия стран Южного Кавказа в международных инициативах ЕС по контролю распространения СОЛВ.

В третьей главе в соответствии с используемой моделью Н. Точчи анализируются результаты реализации программ ЕС по контролю СОЛВ среди стран Южного Кавказ. На основе полученных выходных данных формируются выводы относительно возможностей и ограничений нормативного влияния ЕС на внешнюю политику стран Закавказья.

Делись добром ;)