"Мягкая сила" как инструмент внешней политики Китая

контрольная работа

1. Место концепции «мягкой силы» в официальной политике КНР

Впервые термин «мягкая сила» был представлен в политическом докладе на XVII съезде КПК. Председатель Ху Цзиньтао выдвинул следующие 4 задачи по строительству «мягкой силы» в границах построения социализма с китайской спецификой: «1)создавать систему стержневых социалистических ценностей, увеличиваться притягательные и цементирующие силы социалистической идеологии; 2) формировать гармоничную культуру, воспитывать цивилизационные нравы; 3) широко распространять национальную культуру, строить общий духовный очаг китайской нации; 4) продвигать новаторство в культуре, усиливать жизненную силу развития культуры» Лю Цзайци. "Мягкая сила" в стратегии развития Китая // Полис. 2009. № 4. С. 150. . Главной целью в претворении в жизнь концепции «мягкой силы» является увеличение государственной силы, а также ее становление логичным элементом в общей концепции строительства социализма с китайской спецификой. Ху Цзиньтао также отметил, что для построения среднезажиточного общества «необходимо твердо руководствоваться теорией Дэн Сяопина и важными идеями тройного представительства, углубленно претворять в жизнь научную концепцию развития» Основные положения доклада Ху Цзиньтао на XVII Всекитайском съезде коммунистической партии Китая (16 октября 2007). http://www.intelros.ru/2007/10/23/osnovnye_polozhenija_doklada_khu_czintao_na_xvii_vsekitajjskom_sezde_kommunisticheskojj_partii_kitaja_15_oktjabrja_2007_g.html#comment (дата обращения: 16.03.2016). Научная концепция развития является теоретически обоснованной цельной системой, в которой внимание уделяется начальной стадии в строении социализма, где важно заложить правильную базу, на которой будет строиться дальнейшая система. Более того, к 2020 году планируется выполнение задач «полного построения среднезажиточного общества» Лю Цзайци. Указ. Соч., с. 151. , а именно Китай «как древняя цивилизованная страна с длительной историей и в то же время как крупная развивающаяся социалистическая страна станет таким государством, которое в основном проведет индустриализацию» Там же, с. 151. , а также станет государством с «более совершенными системами во всех областях, и где общество отличается более могучими жизненными силами» Там же, . Научная концепция развития также определяет экономическое развитие как одно из основных направлений государственной жизни, понимая под этим «стратегию подъема страны средствами науки и образования, стратегию усиления силы государства за счет талантливых людей, стратегию обеспечения устойчивого развития» Там же.. Еще одним важным элементом научной концепции стало понятие «гармонии». Гармония в культурной жизни, гармония между людьми, гармония между природой и человеком, а также гармонию между странами. Это во многом психологическая концепция, создающая высокую нравственную культуру всего народа. Такой путь развития демонстрирует важное место «мягкой силы» в развитии Китая. Немаловажным является и то, что научная концепция развития создает духовную базу - фундамент для объединения народа. Поддерживается идеология единства граждан с целями развития страны, формируется осознание идентичности, что во многом позволяет государству направлять энергию народа в нужное русло, тем самым создавая «самую прочную базу для способности руководить государственных лидеров» Там же. .

«Мягкая сила» в китайском контексте - это основа в концепции строительства социализма с китайской спецификой, а также гармоничного общества «сяокан» - это «тот идеал, к которому издревле стремится все человечество, любой человек или любая организация» Там же, с. 152. . В определенном смысле идея гармоничного общества - это идеология, моральная идея, «мягкая сила» в чистом виде. Та страна, которая полностью обретет гармонию в обществе, заберет и инициативу в международных отношениях Там же. .

Еще в 1954 году после пятилетного конфликта за Тибет между Китаем и Индией было подписано соглашение под названием «Пять принципов мирного сосуществования». Индия признала Тибет частью Китая, и для закрепления дружественных отношений были сформулированы следующие пять принципов: 1) Взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета; 2) Ненападение; 3) Невмешательство во внутренние дела; 4) Равенство и взаимная выгода; 5) Мирное сосуществованиеХёпинг гонгчху ву сьян юандзе [Пять принципов мирного сосуществования]. - Синьвень Джунсинь, 29.06.2014. http://news.sina.com.cn/c/2014-06-29/044130438734.shtml , 23.04.2016.   . В последствии эти принципы стали общемировыми нормами международных отношений, выполняющие и по сей день важную роль. Эти пять принципов создали миролюбивый образ Китая, и его стратегическая цель - это создать благоприятную международную обстановку вокруг Китая для укрепления и упрочения внутриполитической обстановки. То есть таким образом Китай «обрезает» возможность угрозы извне благодаря своему образу миролюбивой страны, тем самым перебрасывая силы на построение гармоничного общества.

Совершенно логично, что бурный рост развивающейся страны, в перспективе претендующей на позицию мировой державы, настораживает существующие мировые державы. Китай, осознавая это в полной мере, старается отвести опасения благодаря «ответственному подходу к действию» Лю Цзайци. Указ. Соч., с. 152., а также через применение «мягкой силы».

Что касается концепции «гармоничного мира», то она была сформулирована в 2005 году тогдашним председателем КНР Ху Цзиньтао. Достижение этой концепции в том, что «она поставила в центр внимания учет точки зрения Китая» Там же. в решении проблем международного характера. Сама идея миролюбивого, гармоничного, спокойного общества, нацеленного на внутренний рост, а не на внешнюю экспансию - «мягкая сила» в одном из лучших своих проявлений, потому что, в первую очередь, идея гармоничного мира работает через сам Китай, его внутреннюю политику и общество, развиваясь и за его пределами.

Принятию концепции предшествовали реформы. В марте 2000 года Цзян Цземинь провозгласил на третьей сессии девятого созыва ВСНП новую стратегию - глобальное развитие Китая. Эта политика получила название «идти вовне». Политика «идти вовне» направлена на развитие внешней открытости Китая, а также был провозглашен курс на активную интеграцию в мировую экономику, политику и культуру. Главная цель концепции - к 2020 году стать самой мощной мировой державой.

Существует также понятие «китайская мечта», оно было провозглашено нынешним Председателем КНР Си Цзиньпином на первой сессии 12-го созыва ВСНП в марте 2013 года. Суть концепции «китайской мечты» заключается в «великом возрождении китайской нации и включении Китая в ряды передовых государств по уровню совокупной мощи» Волчек А.Г. Концепция «гармоничного мира» как основа развития космической отрасли КНР // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6.; http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11579 (дата обращения: 30.04.2016). . В термине «китайская мечта» заключается и стремление к реструктуризации внешней политики КНР, чтобы вывести ее на принципиально новый уровень для создания ступени для возвышения китайской нации. В данной концепции содержится курс на «возрождение китайской нации, на улучшение образа жизни китайцев, на повышение народного благосостояния, на создание нового общества и на укрепление военной вощи и возможностей» Chinese dream resonates online after Xis speech // China Daily. 2013. Режим доступа: http: // www.chinadaily.com.cn/china/2012-11/30/content_15976157.htm (дата обращения: 07.02.2016)..

Отличительная черта идеологии о гармоничном обществе состоит в том, что идея «сяокан» возводит социальное строительство на те вершины, которые необходимы для строительства демократии и настоящего общества с социальной идеологией. То есть в идеологическом плане «сяокан» - это первая ступень строительства демократии. Безусловно, достижение демократии в современном китайском контексте невозможно, если иметь в виду западный образец демократии, однако, не исключено, что Поднебесная будет действовать по законам «китайской специфики» и в вопросе демократии, то есть, скорее всего, в ближайшем будущем мир может наблюдать «демократию с китайской спецификой».

Китай все больше углубляется в экономическую и политическую интеграцию, и, можно сказать, что Китай сегодня - абсолютно неотъемлемая часть современных международных отношений в любых его проявлениях. В таком ключе «мягкая сила» становится важнее «твердой силы», потому что именно благодаря «мягкой силе» Китай стал державой, способной оказывать влияние на мир. В такой ситуации была выдвинута новая концепция «строительства и развития «мягкой силы» Китая» Лю Цзайци. Указ. Соч., с. 154..

Китай, будучи мировой державой и страной, претендующей на позицию лидера в Азиатско-Тихоокеанском регионе, идеологически берет на себя обязанности по стабилизации мира и международных отношений. Такая обязанность для Китая становится наиболее ответственной, «когда на планете существует асимметрия в «твердой силе» Там же. . То есть, согласно этой установке, Китай выступает балансирующим элементом в системе международных отношений, и «мягкая сила» - тот необходимый элемент, который будет способствовать этому равновесию.

Строительство «мягкой силы» является важным моментом «увеличения международной конкурентоспособности Китая» Там же. , так как конкуренция между государствами заключается не только в борьбе за ресурсы, но и в том, кто рациональнее их использует. В китайском контексте понимание «мягкой силы» заключается также и в том, что «мягкая сила» предназначена для того, чтобы с ее помощью грамотно и мудро пользоваться и применять «твердую силу». Получается, что наращивание «мягкой силы» - это компенсация мощи «твердой силы» государства.

Китай тщательно проанализировал распад Советского Союза, и выявил, что проблема распада состояла не в потере «твердой силы», то есть не в ее ослаблении, а в недоразвитости «мягкой силы». На определенной стадии СССР отказался от развития «мягкой силы», посчитав, что «твердая сила» - единственно верная. Однако новая эпоха требовала изменений, страны Запада пропагандировали свою цивилизованность, уважение прав человека, демократию и другие ценности, стремясь сделать их общемировыми. И Китай, проанализировав ошибки СССР, сделал для себя вывод, что для того, чтобы избежать ошибок Советского Союза одной лишь «твердой силы» недостаточно. Ключевым выводом стало то, что «мягкая сила» помогает сглаживать острые углы как на международной арене, так и во внутренней политике государства. Страна, работающая ради «твердой силы» не может существовать вечно, необходим баланс. Китайская нация, будучи одной из древнейших цивилизаций, обладает великим культурным наследием и традициями. Одной из важнейших традиций, которая сегодня служит основой «мягкой силы», - это китайская философия.

Среди целей политики Китая в отношении «мягкой силы» можно выделить следующие направления: 1) сформировать новые рычаги влияния на международной арене; 2) сформировать благоприятное окружение для распространения китайский идеи и целей развития; 3) приобрести поддержку в азиатском регионе; 4) создать базу для реформирования существующей международной системы; 5) сформировать базу для расширения экономических связей и экономического влияния КНР; 5) обеспечить защиту от распространения «мягкой силы» других государств; 6) зарекомендовать легитимность КПК; 7) обеспечить стабильность внутри страны.

Таким образом, «мягкая сила» в концепции развития Китая - логичное продолжение развития КНР. «Мягкая сила» помогает реализовывать научную концепцию развития, идею гармоничного общества, а также укрепляет китайский социум, поднимая национальный и идейный дух народа, объединяет столь разнообразный народ Китая через единую цель построения демократичного общества. Во внешней политике «мягкая сила» дает еще больший результат. Благодаря ей, Китай увеличивает свое влияние на международной арене, выступая как страна, желающая развиваться мирно, без жесткого вмешательства.

Делись добром ;)