logo
Взаимосвязь внутренних и мировых цен

1.1 Сущность цены

Цена представляет собой экономическую категорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать свой товар, а покупатель готов этот товар купить. Иными словами, цена есть денежное выражение стоимости товара.

В условиях рынка цена имеет ключевое значение для всех хозяйствующих субъектов. В этой сложной экономической категории как бы фокусируются все основные экономические отношения, происходящие в обществе. Прежде всего, это отношения к производству и реализации товаров, определению их стоимости, а также к созданию, распределению и использованию денежных накоплений.

Цена как экономическая категория выполняет ряд важных функций. К ним относятся: учетная, распределительная, стимулирующая, регулирующая и критериальная (функция размещения производства).

Основной функцией цены является учетная, поскольку она связана с сущностью цены денежного выражения стоимости. Учетная функция цены выражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию продукции. Цена демонстрирует, во что обходится обществу обеспечение потребности в конкретной продукции. Она дает возможность выявить, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на производство и реализацию товара. В конечном итоге цена отражает как величину издержек производства и обращения, так и размер прибыли.

Распределительная функция цены состоит в том, что государство через механизм ценообразования осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, ее секторами, различными формами собственности, регионами, фондами накопления и потребления, а также различными социальными группами. Эта функция, например, реализуется через включение в себестоимость товара определенных отчислений и налогов, которые затем формируют различные фонды.

Стимулирующая функция цены заключается в том, что цена через уровень заключенной в ней прибыли влияет на заинтересованность производителей в повышении объема производства и качества продукции. Посредством цены возможно стимулирование научно-технического прогресса через разработку и внедрение современной передовой технологии. Это позволяет существенно повысить производительность труда и обеспечить экономию материальных ресурсов.

Через регулирующую функцию цены осуществляется связь производства и потребления, сбалансирование спроса и предложения товара (отсюда другое название этой функции- балансирующая). Сущность данной функции состоит в том, что сбалансированность между реальным спросом и фактическим предложением может быть достигнута лишь при определенном уровне цены. Регулирующая функция обеспечивает соответствие материально- вещественного и стоимостного состава совокупного общественного продукта.

Критериальная функция проявляется в том, что цена служит основной (или главным критерием) рационального размещения общественного производства. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в те секторы экономики, в развитие тех производств, где имеется высокая норма прибыли.

Система цен характеризует собой взаимосвязь и взаимоотношение различных видов цен. Она состоит из различных элементов, среди которых можно выделить как отдельные цены, так и определенные их группы.

Все цены принято классифицировать по определенным признакам:

1) по характеру обслуживания оборота:

- оптовые (отпускные);

- розничные;

- закупочные;

- цены на строительную продукцию;

- цены на услуги (тарифы).

По оптовым (или отпускным) ценам предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям. При этом оптовая цена устанавливается на товары производственно- технического назначения, а отпускная цена- на товары народного потребления. По розничным ценам товары реализуются в розничной торговой сети, как правило, населению, в меньшей степени- предприятиям и организациям мелкими партиями. Рассмотрим схему формирования розничной цены в Таблице 1.

"right">Таблица 1

Схема формирования розничной цены

Себестоимость продукции

Прибыль предприятия

Акциз

НДС

Оптовая или снаб.-сбытовая надбавка

Торговая надбавка

Оптовая (отпускная) цена предприятия

Оптовая цена промышленности (цена оптовой организации, сбытовая цена)

Розничная цена

По закупочным ценам производители сельхозпродукции реализуют ее для последующей переработки государственным и коммерческим организациям.

Цены на строительную продукцию включают сметную стоимость объекта, прейскурантные цены, договорные цены.

Цены на услуги (или тарифы) бывают транспортные, бытовые и коммунальные.

2) по степени и способам регулирования:

- фиксированные;

- регулируемые;

- свободные.

3) по времени действия:

- твердые (постоянные);

- текущие;

- сезонные;

- скользящие.

Твердые цены не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному контракту.

По текущим ценам поставка продукции осуществляется в данный конкретный период времени. Они зависят от конъюнктуры рынка и поэтому могут изменяться в течении срока выполнения одного контракта.

Сезонные цены действуют в течении определенного периода времени (сезона). Например, сезонные распродажи товаров, осенние цены на сельхозпродукцию.

Скользящие цены устанавливаются на продукцию с длительным сроком изготовления. Они учитывают изменения в издержках производства за период времени, необходимый для изготовления данной продукции.

3) в зависимости от порядка возмещения транспортных расходов:

- франко-склад поставщика;

- франко-склад потребителя;

- франко-склад отправителя;

- франко-склад назначения.

Вид «франко» показывает, до какого места пути следования товара транспортные расходы включены в цену.

4) в зависимости от территории действия:

- единые (поясные);

- региональные (зональные).

Единые цены устанавливаются и регулируются федеральными органами исполнительной власти. Например, на федеральном уровне устанавливаются и регулируются цены на следующую продукцию и услуги:

- газ природный (кроме реализуемого населению и ЖСК);

- продукцию оборонного назначения;

- драгоценные металлы и камни;

- перевозки пассажиров на железнодорожном транспорте дальнего следования (кроме пригородного сообщения) и т.д.

На региональном уровне регулируются цены, например, на:

- газ природный - для населения и ЖСК;

- оплату населением жилья и коммунальных услуг;

- ритуальные услуги;

- перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении и т.п.

6) по способу фиксации:

- контрактные;

- трансфертные;

- биржевые;

- цены торгов.

Контрактные цены устанавливаются по соглашению сторон и регистрируются в документе о сделке (договору или контракте).

Трансфертные цены применяются при реализации продукции между филиалами и подразделениями внутри одного предприятия.

Биржевые цены (биржевые котировки) используются при продаже товаров через биржи (валютные, фондовые, товарно-сырьевые).

Цены торгов (подрядных) обслуживает особую форму торговли, когда несколько подрядчиков, конкурирующих между собой, предлагают заказчику свои проекты на выполнение определенных работ, из которых он на конкурсной основе выбирает наиболее эффективный вариант.

7) по степени обоснованности:

- базисные;

- справочные;

- прейскурантные;

- цены фактических сделок;

- цены потребления.

Базисные цены на товары применяются в качестве исходной базы (основы) при установлении цены на аналогичные изделия. Они представляют собой цены на товары с определенными качественными характеристиками. На основе базисной цены определяется цена товара более высокого или более низкого качества.

Справочные цены используются в качестве ориентировочной информации при определении контрактной цены, которая фиксируется в документе о сделке.

Прейскурантные цены - это цены на товары и услуги, публикуемые в прейскурантах (прайс-листах) фирм-производителей. Эти цены не следует путать с прейскурантными ценами в строительстве.

Цены фактических сделок учитывают применение различных надбавок или скидок к базисной цене.