logo
Взаимоотношения Казахстана с международными организациями (на примере ОБСЕ)

Введение

Актуальность дипломной работы. Впервые в истории Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, председательствующей страной стало центрально-азиатское государство бывшего Советского Союза. Для Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе - организации, создававшейся в условиях "холодной войны", это решение имеет важное историческое значение, демонстрирующее действенность принципа равноправия.

Председательство Казахстана является объективным свидетельством успехов страны за 20 лет независимости в строительстве экономически сильного и динамично развивающегося демократического государства. Решение государств-участников Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в пользу председательства Казахстана демонстрирует стремление самой Организации к обновлению и адаптации к современным реалиям. Казахстан пришел к руководству Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в весьма непростое время. Финансово-экономический кризис, терроризм, гуманитарные и экологические катастрофы, голод, бедность, эпидемии, сокращение энергетических ресурсов, конфликты на межэтнической и межрелигиозной почве - это далеко не полный перечень вызовов современной цивилизации, борьба с которыми требует приложения максимума усилий со стороны таких многосторонних институтов, как ОБСЕ.

В этой связи важнейшей задачей казахстанского председательства являлось всемерное укрепление Организации, содействие повышению ее эффективности и способности адекватно реагировать на современные вызовы и угрозы. Одним из ключевых вопросов развития ОБСЕ, с точки зрения Казахстана, является расширение консенсуса по основополагающим вопросам повестки дня Организации, преодоление разделительных линий на ее пространстве, укрепление взаимного уважения и обеспечение равного участия всех стран в деятельности ОБСЕ. Руководствуясь этой целью, Казахстан исходил из интересов всех без исключения государств-участников на основе принципов беспристрастности, сбалансированности в подходах и нейтральности, характерных для роли "честного брокера". Республика Казахстан проводила сбалансированную работу, уделяя равное внимание всем трем измерениям. В качестве девиза, символизирующего содержательную идентификацию казахстанского председательства, были избраны 4 "Т": "Trust, Traditions, Transparency, Tolerance" - "Доверие", "Традиции", "Транспарентность", "Толерантность". Первое - означает доверие друг другу. Второе - приверженность основополагающим принципам и ценностям ОБСЕ. Третье - максимальную открытость и транспарентность в международных отношениях, свободных от двойных стандартов и разделительных линий, нацеленность на конструктивное сотрудничество в преодолении вызовов и угроз безопасности. Четвертое - отражение глобальных трендов по укреплению межкультурного и межцивилизационного диалога, что приобретает в современном мире все большую значимость [1, с.25].

При определении приоритетов председательства Казахстан стремился учесть интересы всех стран-участниц ОБСЕ, результаты работы предыдущих председательств и итоги Афинского СМИД. На посту Председателя ОБСЕ Казахстан был твердо привержен основополагающим принципам и ценностям Организации и приложил все усилия для укрепления эффективности и авторитета ОБСЕ. Содействие решению "затяжных конфликтов оставался важным вопросом в повестке дня этого года. В вопросах урегулирования конфликтов Казахстан твердо придерживался принципа преемственности, направленного на содействие конструктивному диалогу конфликтующих сторон, неприменение военной силы и поиск возможного консенсуса. Сегодня существует настоятельная необходимость проведения не только политики постконфликтного реагирования на пространстве ОБСЕ. Во главу угла ставится вопрос превентивного распознавания конфликтов и воспрепятствования тем явлениям, которые приводят к трагедиям. Необходимо укрепить потенциал программного мониторинга тенденций, способных привести к насилию и гуманитарным катастрофам.

В целом усилия Казахстана на посту председателя ОБСЕ помимо развития и углубления сотрудничества центрально-азиатских стран с Европой были направлены на поддержание безопасности и стабильности на пространстве ОБСЕ и Центральной Азии. В частности, актуальными видятся взаимодействие ОБСЕ, ШОС и ОДКБ в обеспечении безопасности, усиление экологической составляющей в деятельности ОБСЕ, в том числе экологические проекты Центральной Азии [1, с.26]. В связи с этим возникла насущная потребность в теоретико-методологическом осмыслении и прикладном анализе истории взаимоотношения Казахстана с международными организациями на примере Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Таким образом, исходя из вышесказанного, можно говорить о научной актуальности исследуемой нами проблемой.

Историография дипломной работы. Рассматривая вопрос изученности и разработанности предлагаемой темы, следует отметить, что источниковую базу дипломной работы составили основополагающие документы по формированию, становлению и развития СБСЕ/ОБСЕ как международной организации. Такие документы, как Хельсинский Заключительный Акт и Стамбульский саммит, монографии [2, с.77].

С момента провозглашения суверенитета главной задачей Республики Казахстан являлось обретение достойного места в системе международных отношений. Сегодняшний этап истории Казахстана необычайно важен, поскольку фактически предопределяет будущее республики, ее имидж в наступившем столетии. После обретения независимости Казахстан столкнулся с геополитическими реалиями, которые сделали доминирующей в его внешнеполитической стратегии задачу сбалансированного развития отношений с внешним миром. Мы являемся свидетелями последовательного закрепления нынешнего многовекторного курса внешней политики, предусматривающего наиболее полное обеспечение суверенитета и отстаивание интересов Казахстана на международной арене. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев отмечал: "В свое время был верно, определен многовекторный характер международной политики страны. Это полностью соответствует геополитическому положению Казахстана, его национально-государственным интересам. Они имеют сферу своего приложения к странам не только в ближайшем окружении Казахстана, но и в дальнем зарубежье, с которым активно развивается взаимовыгодное сотрудничество". Н.А. Назарбаевым в качестве долгосрочной цели казахстанской внешней политики определено формирование и поддержание благоприятных внешних условий для успешной реализации первого стратегического документа "Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства" [3, с.80].

При этом внешняя политика Казахстана, исходя из долгосрочных национальных интересов, является достаточно диверсифицированной и многовекторной. В этой связи Президент Н.А. Назарбаев отмечал на расширенном заседании Коллегии Министерства иностранных дел РК в сентябре 1998 г.: "Прошедшие годы утверждают нас во мнении, что для Казахстана нет более разумной и рациональной внешней политики, нежели осуществление многовекторной дипломатии. Это развитие дружественных и предсказуемых взаимоотношений со всеми государствами, играющими существенную роль в мировых делах и представляющими для нашей страны практический интерес. Будущее Казахстана - и в Азии, и в Европе, и на Востоке, и на Западе" [3, с.82].

В книге Н.А. Назарбаева "Критическое десятилетие" [4, с.30], рассмотрены проблемы современного терроризма, обеспечения глобальной и региональной безопасности и меры борьбы с ними. Проблемы терроризма, сепаратизма и экстремизма в Казахстане существуют, и угрозы с их стороны носят отнюдь не гипотетический характер, а вполне конкретный и реальный, особенно, имея в виду определенную глобализацию международного терроризма, порожденного взаимосвязанностью политических, социальных, экономических проблем регионов и международного сообщества в целом.

Процесс становления и развития самостоятельного внешнеполитического курса Республики Казахстан, анализ его стратегических целей и основных задач, принципов и приоритетных направлений, существенный вклад, внесенный Президентом страны Н.А. Назарбаевым в разработку концепций внешней политики Казахстана, подняты в коллективных изданиях под руководством Г.Б. Хана [5, с.44].

С первых дней провозглашения независимости перед Казахстаном возникла необходимость разработки своей геополитической стратегии, которая должна была способствовать выполнению долгосрочных планов и достижению приоритетных целей, стоящих перед государством. Возникла необходимость научного осмысления периода становления Республики Казахстан в качестве полноправного члена мировых политических процессов. В этой связи следует упомянуть значительный массив научных исследований, посвященных формированию геополитической, экономической, общественно-политической стратегии молодого Казахстана, развитию его внешней политики, обеспечению национальной и военной безопасности, его взаимоотношениям с международными организациями. Это труды С.М. Акимбекова [6, с.115], М.С. Ашимбаева [7, с.14], М.К. Алтынбаева [8, с.23], Ж.Х. Ахметова [9, с.57], Л.К. Бакаева [10, с.31], Л.М. Иватовой [11, с.26], М.Б. Касымбекова [12, с.102], М.Т. Лаумулина [13, с.59], М.А. Кул-Мухаммеда [14, с.65], К.К. Масимова [15, с.12], К.Б. Саудабаева [16, с.40], К.С. Султанова [17, с.77], К.Л. Сыроежкина [18, с.90], М.М. Тажина [19, с.78], Ж.К. Туймебаева [20, с.11].

Собственный взгляд на проблемы развития цивилизованной многовекторной внешней политики Республики Казахстан высказал в своих трудах "Под стягом независимости" [21, с.87], "Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации" [22, с.17], "Преодоление. Дипломатические очерки" [23, с.55] видный государственный деятель К.К. Токаев. Отдельный акцент в трудах К.К. Токаева посвящен последовательному анализу всех этапов формирования внешней политики нового государства, становлению дипломатической службы, роли Казахстана в международном сообществе, исследованию влияния крупнейших международных организаций на мировую политику, анализу современных противоречий в мире. Дипломат подробно исследует противоречия, наблюдающиеся в основополагающих принципах - праве нации на самоопределение и принципа территориальной целостности государства. В книге "Преодоление. Дипломатические очерки" также дается анализ внешнеполитической деятельности Казахстана за первые десять лет независимости. Особое внимание уделяется истории создания Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), процессу подготовки и подписания Казахстаном Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и многим другим исторически значимым событиям, ОБСЕ. В своих работах автор указывает на то, что развитие дальнейших перспективных отношений между Казахстаном, который уже давно стал субъектом международных отношений и международного права и Европейским Союзом, является необходимым [23, с.56].

Первым обобщающим трудом по внешней политике Республики Казахстан является изданная в 1997 г. книга К.К. Токаева "Под стягом независимости" [21, с.88], охватывающая пятилетний период с момента провозглашения государственного суверенитета республики. В книге впервые в казахстанской исторической науке осмысливается пройденный процесс становления внешнеполитического и внешнеэкономического курса страны, сопровождавший вхождение Казахстана в мировое сообщество в качестве суверенного государства, проанализированы приоритетные направления Республики Казахстан с различными странами и международными организациями и их реализация. Большое значение при исследовании основных направлений внешнеполитического курса страны имеет монография К.К. Токаева, опубликованная в 2000 г. под названием "Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации" [22, с.18], посвященная актуальным проблемам внешней политики Республики Казахстан в преддверии XXI столетия. Из этого труда исследователь может понять внешнеэкономические факторы внешней политики Казахстана в эпоху глобализации экономики и политики. Особый практический и научно-политический интерес представляют главы монографии, в которых рассматривается политика Казахстана в отношении международных организаций, в частности, Европейского Союза, раскрываются проблемы поиска Казахстаном своего места в меняющемся мире, обосновываются внешнеполитические приоритеты страны.

Всесторонний анализ процесса становления и развития внешней политики Казахстана за годы независимости нашел отражение в другой монографии К.К. Токаева "Дипломатия Республики Казахстан" [24, с.25]. В данном труде основной акцент сделан на взаимоотношениях республики с мировым сообществом и международными организациями, излагаются приоритеты казахстанской внешней политики в сотрудничестве с государствами различных регионов. Определяя внешнеполитический курс развития страны в новом тысячелетии и в новом столетии, К.К. Токаев подчеркивает, что "особый интерес в долгосрочной перспективе представляет Европейский Союз, который по существу уже выступает от имени всего континента в отношениях с государствами других регионов. Практический интерес представляет для нашей страны готовность ЕС к расширению политического диалога" [24, с.26].

Монография Касым-Жомарта Токаева "Свет и Тень" [25, с.33] посвящена истории становления, развития и укрепления внешнеполитического курса Казахстана. В книге содержится интереснейшие наблюдения, касающиеся личностей видных политиков и дипломатов современности, много исторических фактов. Монография посвящена анализу сотрудничества Казахстана с ОБСЕ в сферах безопасности, экологии, экономики, а также в гуманитарной области. В книге представлено краткое изложение истории развития ОБСЕ. В рамках информации об ОБСЕ в настоящем издании рассмотрены ее действующие структуры, институты и основополагающие документы. Отдельное внимание уделено анализу председательства Республики Казахстан в ОБСЕ [25, с.34].

В монографии первой женщины - Посла независимого Казахстана А. Арыстанбековой "ОБСЕ и Казахстан" [26, с.115] раскрывается процесс вступления Казахстана в ОБСЕ, рассказывается о первых месяцах и годах его становления в этой международной организации, развитии и укреплении сотрудничества между Казахстаном и ОБСЕ. В книге раскрывается влияние глобализации на деятельность ОБСЕ, рассматриваются процессы глобализации в мировой политической и экономической системе. На основе обширного фактологического материала систематизирован опыт вхождения и участия Казахстана в международном сотрудничестве по вопросам разоружения и международной безопасности, поддержания мира и миротворчества, экономического и социального развития, решения гуманитарных проблем.

Особый интерес представляют материалы международной практической конференции "ОБСЕ и процессы демократизации в контексте региональной безопасности" [1]. В сборник материалов включены доклады участников конференции, охватывающий широкий круг вопросов, связанных с проблематикой демократического развития и обеспечения региональной безопасности Центральной Азии, а также сотрудничества государств региона с ОБСЕ в области человеческого измерения.

Важное место в настоящем исследовании занимают материалы периодической печати, такие как: "Дипломатический курьер", "Саясат", "Казахстан-Спектр", "Analytic", "Казахстанская правда", "Костанайские новости".

Таким образом, анализ изученности темы подтверждает заключение, что история взаимодействия Казахстана с международными организациями на примере ОБСЕ, до сегодняшнего времени не стала предметом специального научного исследования. Эти обстоятельства обусловливают необходимость всестороннего изучения взаимоотношения Казахстана с международной Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Целью дипломной работы является изучение взаимодействия Республики Казахстан с международными организациями на примере Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. На этом примере предполагается дать научно-обоснованное представление о международных отношениях Республики Казахстан, а также отразить некоторые аспекты деятельности с международными организациями. Этим и определяются задачи дипломной работы:

· рассмотреть историческое становление СБСЕ/ОБСЕ как универсальной международной организации;

· раскрыть структуру Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и ее основные функции;

· проанализировать взаимодействие Республики Казахстана с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе;

· изучить задачи Председательства Республики Казахстана в ОБСЕ;

· определить положения Парижского саммита и Хартии для новой Европы;

· исследовать роль ОБСЕ в рамках становления демократического общества в Казахстане.

Объектом исследования данной дипломной работы является взаимодействие Республики Казахстан с международными организациями.

Предметом дипломной работы является Председательство Республики Казахстан в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Методологическую и теоретическую основу дипломной работы составляют общепринятые научные принципы исследования исторических процессов и конкретных событий - историзма, научности и объективизма, комплексный подход в изучении взаимоотношений Республики Казахстан с международными организациями, метод теоретического анализа документов и исследований. При этом сочетались методы обстоятельного описания и сравнительно - сопоставительного обобщения, метод наблюдения способствовал выявлению важных и актуальных моментов Председательства Республики Казахстан в ОБСЕ.

Научная новизна дипломной работы определяется тем, что она представляет собой комплексное исследование по вопросу председательства Казахстана в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Одной из самых представительных и авторитетных международных организаций.

Практическая значимость дипломной работы состоит в том, что тема дипломной работы представляет определенный интерес для исследователей, практических работников и студентов. Исследование может быть использовано в качестве учебно-методического и практического пособия для студентов по вопросам новейшей истории Казахстана, политологии, истории международных отношений и внешней политики Республики Казахстан, истории государства и права Республики Казахстан.

Структура дипломной работы обусловлена целями и характером изучения для детального изложения полученных результатов. Дипломная работа включает в себя введение, 2 главы, объединяющие 6 подразделов, заключение и список использованных источников.

безопасность сотрудничество казахстан европа