logo
Подходы к пониманию внешней политики ФРГ

3. Концепция “мягкой силы” Джозефа Ная

политика германия международный

Впервые представив понятие “мягкой силы” в книге “Bound to Lead: The Changing Nature of American Power”, Джозеф Най развил его до полноценного концепта в 2004 году в книге “Soft Power: The Means to Success in World Politics”. На вопрос “что такое мягкая сила?” Най даёт следующий ответ: “мягкая сила - это возможность достичь желаемого результата с помощью привлекательности, а не с помощью принуждения или подкупа”. В свою очередь под понятием “сила” или “власть” (power), подразумевается “способность влиять на поведение других людей с целью получения желаемых результатов”.

Най различает “жёсткую” и “мягкую” силу. Первая основывается на силовом или экономическом принуждении, в то время как вторая основывается на способности формировать предпочтения других людей. Для того чтобы продемонстрировать разницу между этими двумя походами, Най предлагает следующую схему:

Рис. 1 Различия между “жёсткой” и “мягкой” силой

Хотя различие представляется достаточно чётким, в некоторых случаях трудно отделить “жёсткую” силу от “мягкой”, например, миф о неуязвимости может формировать притягательный образ, а институты, учреждённые с помощью силовых методов, со временем могут стать легитимными.

Най не даёт объяснения тому, какие именно процессы стоят за появлением “мягкой силы”. Вместо этого он лишь указывает “источники “мягкой силы”. Согласно Наю существует три основных категории ресурсов, которые порождают “мягкую силу”: культура страны, её политические ценности (когда страна придерживается их как во внутренней, так и во внешней политике) и её международная политика (когда она воспринимается как легитимная и имеющей моральный авторитет). Важным фактором при этом является то, как воспринимаются культурные ценности и политические интересы страны за рубежом - как универсальные или как эгоистические. Тем не менее, Най делает предположения о том, какие организации могут создавать “мягкую силу” (государства, медиа, негосударственные организации (NGOs), межгосударственные организации (IGOs), рынок) и какие практики при этом могут использоваться.

“Мягкая сила” характеризуется отсутствием монополии государства. Это означает, что “мягкая сила” негосударственных структур может не только помогать, но и мешать государствам в достижении определённых политических целей. Несмотря на это, Най утверждает, что долгосрочный тренд компенсирует этот эффект (по крайней мере, в случае США).

Важнейшим инструментом для увеличения “мягкой силы” является так называемая публичная дипломатия. В общем смысле публичная дипломатия это особый вид коммуникации, имеющий дело с управлением и распространением информации, направленный на изменение отношения среди целевой аудитории, а также на установление долгосрочных отношений основанных на взаимопонимании и доверии. Джозеф Най понимает под публичной дипломатией “инструмент, используемый государствами, для мобилизации ресурсов, продуцирующих “мягкую силу” с целью коммуникации с иностранным обществом (а не с иностранным государствам) и его привлечения”.

При этом Най говорит о недопустимости приравнивания понятия публичной дипломатии к пропаганде, равно как и к простой кампании по работе с общественностью. Публичная дипломатия выходит за рамки пропаганды, которая зачастую выглядит не заслуживающей доверия, а также за рамки создания позитивного образа. Характерной чертой публичной дипломатии является выстраивание долгосрочных отношений, создающих условия для осуществления государственной политики. Отличительной особенностью публичной дипломатии по отношению к классической дипломатии является её ценностно, а не проблемно-ориентированный характер.

Для описания механизма работы публичной дипломатии Най использует подход Марка Леонарда, который выделяет три измерения публичной дипломатии. Согласно Леонарду, первое измерение публичной дипломатии заключается в реагировании на текущие события и подаче их в таком виде, который согласуется со стратегическими целями государства. Второе измерение состоит в проактивном создании повестки дня при помощи действий и событий, которые призваны усилить транслируемые базовые сообщения (core messages) и повлиять на восприятие реципиентов (Най называет это стратегической коммуникацией). Третьим измерением является выстраивание долгосрочных отношений с иностранным обществом с целью получения признания вклада государства и его ценностей, а также, чтобы принять что-то из иностранных ценностей. В условиях переизбытка информации и наличия доступа к ней у широких слоёв населения, политика превращается в борьбу за внимание аудитории, что увеличивает ценность доверия и надёжной репутации. Этот фактор становится критическим для успеха публичной дипломатии в современном мире. Безусловно, публичная дипломатия находится в прямой зависимости от проводимой политики и не может ей противоречить, иначе она становится абсолютно неэффективной.