logo
Особенности развития американо-египетских отношений в 1980–90-е годы

2.2 Американо-египетские отношения при Х. Мубараке

Новый этап в отношениях между Египтом и США начался с приходом в 1981 году к власти Х. Мубарака. Новое руководство Египта, сохраняя тесные связи с США, стремилось уменьшить свою зависимость от них.

В 1982 - 83 г. Египет получил от США экономическую помощь на сумму 1 млрд. долл. и военную - на 1,3 млрд. долл. В первой половине 80-х годов Египет занимал первое место среди развивающихся стран по объему американской военной и гражданской помощи. Долг Египта Соединенным Штатам к концу 1984 года превысил 8,5 млрд. долл. В 1985 - 1987 гг. объем американской помощи сохранялся на том же уровне Рифаат А. Экономическая политика и сдвиги в промышленном производстве (на примере ряда арабских стран) // Ближний Восток и современность. Вып. 13. - М.: ИИИиБВ, 2002. - С. 209..

Несмотря на подобную финансовую зависимость от США, администрация Египта предпринимала шаги, свидетельствующие о большей самостоятельности во внешней политике. Наиболее ярким примером этому могут служить совместные египетско-американские маневры под названием “Брайтстар”. Под предлогом особой политической чувствительности египетского общественного мнения средства массовой информации АРЕ не освещали подробно это событие, а египетское руководство заявило, что главной и единственной целью учений являлось овладение новой боевой техникой.

Еще одним примером может служить решение Мубарака отвергнуть американское предложение о помощи в строительстве базы Рас-Банас для сил быстрого реагирования и сохранить контроль над ней. Египет заявил об отрицательном отношении к присутствию иностранных войск и подчеркнул свое согласие на их нахождение на египетской территории только ограниченное время и для точно определенных целей.

Чтобы ослабить зависимость своей обороноспособности от поставок американского оружия и военной техники, Египет стремился наладить собственное производство некоторых видов вооружения, для чего была возобновлена деятельность Арабской организации военной промышленности, которая была создана арабским капиталом, и прекратила свою деятельность в 1979 г.

В то же время египтяне старались разнообразить источники приобретения вооружения. Так, они покупали корабли у Великобритании и Испании, румынские танки, французские истребители и вертолеты. На это тратилась часть денег, выделяемых Соединенными Штатами в качестве помощи Египту Сейранян Б.Г. Хосни Мубарак. Начало политической деятельности. - М., 1997. - С. 102..

Кроме того, Египет осуществил ряд акций, которые, хотя и не наносили прямого ущерба интересам США, но сказались на тоне отношений двух стран. Имеется в виду охлаждение отношений с Израилем после ухода последнего с Синая и агрессии в Ливане, также меры, направленные на возврат к политике неприсоединения, восстановление отношений с арабским миром и СССР. США были вынуждены терпеть эти повороты египетской внешней политики из-за огромного значения АРЕ для их стратегических интересов в регионе.

Египет раздражал тот факт, что в своих отношениях с ним, Вашингтон действовал с постоянной оглядкой на реакцию Израиля. Президент Мубарак также заявил, что его страна не собирается ввязываться в проводимую США стратегию глобального противостояния с Советским Союзом.

Заместитель премьер-министра Египта Мустафа Халиль следующим образом прокомментировал египетско-американские отношения: “Мы никогда не заявляли о том, что являемся союзниками Соединенных Штатов. Более правильным будет сказать, что египетские стратегические интересы совпадают с американскими” Титоренко В.Е. Формирование внешней политики Египта после Г.А. Насера (1970 - 1993 гг.). - М., 1994. - С. 72..

Таким образом, несмотря на сохранение высокого уровня египетско-американских отношений, новое руководство Египта стремилось к большей самостоятельности в своих действиях на внешнеполитической арене.