logo
Особенности национальных моделей рынка ведущих стран мира

1.1 Общая характеристика

Развитые страны занимают доминирующее положение в мировой экономике. Об этом свидетельствует большая совокупность самых различных показателей: объем ВВП в целом и на душу населения, уровень доходов населения, доля в мировой торговле, уровень образования, производительность труда и т.д.

В 2002 г. совокупный объем ВВП, произведенный развитыми странами, составил 24,5 трлн. долл. (в текущих ценах). Сама по себе столь значительная величина к тому же составляла более чем три четверти (76,2%) мирового ВВП. Мировая экономика: Учебник для вузов / Под ред. проф. Ю.А. Щербанина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - С. 149.

Среди развитых стран выделяется так называемая “Большая семерка”, заметно превосходящая другие страны этой группы по произведенному ВВП: США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия и Канада. Их совокупный ВВП в 2002 г. составлял 21,2 трлн. долл. (т.е. на остальные 16 стран этой группы приходилось “всего” 3,3 трлн. долл.). США - безусловный лидер этой группы и всей мировой экономики: объем их ВВП составил 10,4 трлн. долл., затем с большим отрывом следовала Япония (4,0 трлн. долл.), которая в свою очередь заметно опережала “локомотив” европейской экономики - Германию (2,0 трлн. долл.). Показатели Великобритании, Франции и Италии примерно сопоставимы друг с другом: 1,2 - 1,5 трлн. долл. Замыкает “семерку” Канада - 0,7 трлн. долл. Мировая экономика: Учебник для вузов / Под ред. проф. Ю.А. Щербанина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - С. 150.

Лидерство “семерки” по объемам ВВП не означает их автоматического лидерства и по другим показателям, характеризующим экономику развитых стран. Например, в 2002 г. второе место (первое у США) в рейтинге конкурентоспособности, составленным Всемирным экономическим форумом, заняла Финляндия. Эта же страна возглавляет и так называемый рейтинг “чистоты”, т.е. степени некоррумпированности бизнеса и власти. Первая тройка в рейтинге “качества жизни” выглядит следующим образом: Канада, Норвегия, США. По размерам оборота внешней торговли на душу населения на первом месте стоит Бельгия. Подобные примеры можно продолжать практически бесконечно, и все они свидетельствуют о том, что развитые страны, несмотря на свою “разновеликость”, составляют достаточно гомогенную группу, к тому же довольно значительно оторвавшуюся от остального мира.

1.2 Гегемония развитых стран в мировой

экономике

Между развитыми государствами существует сильная конкуренция за обладание мировым доходом. В этой борьбе США пока заметно впереди. Попытки других стран (и не только развитых) применить стратегию “догоняющего развития” пока не увенчались успехом. В частности, в 1950 г. объем ВВП на душу населения даже в Западной Европе составлял 50% от уровня США; к 1990 г. он возрос до 80%, но затем последовало его снижение: в 2000 г. - 65%, в 2001 г. - 61% и, судя по всему, тенденция к дальнейшему его снижению сохранится. Там же. - С. 152. Темпы роста американской экономики по-прежнему опережают показатели основных конкурентов. Впрочем, и другие развитые страны также не отстают от лидера, намного опережая остальной мир по совокупности основных макроэкономических показателей, по качеству жизни, по степени конкурентоспособности, по уровню потребления и т.п.

Развитые страны, располагая столь значительными преимуществами в социальной и экономической сфере и, видимо, рассматривая их как естественное следствие их приоритета в развитии рыночных отношений, считают сохранение такого положения и в будущем вполне логичным и даже необходимым. В качестве основного инструмента поддержания доминирующей роли развитых стран в мировой экономике избрана линия на усиление либерализации внешнеэкономической политики развивающихся стран. Преимущества такой стратегии для развитых стран состоят примерно в следующем: Мировая экономика: Учебник для вузов / Под ред. проф. Ю.А. Щербанина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - С. 154.

· облегчается перемещение товаров, которые отсутствуют или дефицитны в развитых странах (в основном это касается топливно-энергетических и минерально-сырьевых товаров);

· приток материальных ресурсов способствует поддержанию темпов экономического роста в развитых странах;

· снижаются барьеры для перетока западных капиталов из одних развивающихся стран в другие и из развитых стран в развивающиеся;

· упрощается проникновение ТНК на рынки развивающихся стран (к примеру, зарубежные активы компаний США составляют 2,5 трлн. долл.).

Либерализация внешнеэкономической сферы таит в себе и определенные опасности для развивающихся государств:

· консервируется отсталое состояние национальной промышленности;

· не развивается внутренний рынок из-за экспортной ориентации размещенных на территории развивающихся стран ТНК;

· усиливается вероятность разбалансированности национальной экономики вследствие монокультурности экспорта.

Конечно, подобное разграничение плюсов и минусов либерализации относительно, тем более что развивающиеся страны пытаются противодействовать такой политике. В конце 1960-х - 1970-е годы им удалось зафиксировать в специальной главе ГАТТ свое право на проведение протекционистской политики, удалось добиться введения системы преференций для товаров из “третьего мира” на рынках развитых государств. Ломакин В.К. Мировая экономика. М., 1998. - С. 250.

Но силы все равно неравны. США и другие ведущие мировые державы, заинтересованные в дальнейшей либерализации внешнеэкономической политики всех стран, в качестве инструмента давления на оппонентов используют различные международные организации, и, прежде всего, наиболее влиятельные из них: МВФ и ВТО. К примеру, МВФ соглашается на оказание поддержки странам, оказавшимся в тяжелом экономическом положении, исключительно при условии проведения ими четко выраженной либералистской политики (предусматривающей монетарные рестрикции, приватизацию, сокращение социальных программ и т.д.); мировые экономические лидеры настойчиво пытаются включить экологические и трудовые стандарты в соглашения, заключаемые по линии ВТО. Так называемая “социальная оговорка”, в частности, подразумевает свободу организации объединений, свободу заключения коллективных договоров, недопущение трудовой дискриминации, принудительного и детского труда, т.е. то, чем развивающиеся страны как раз похвастаться не могут. Именно поэтому не случайно, что в начале XXI в. заметно усилились антиамериканские настроения во всем мире (даже в самих США).