logo
Основные факторы и проблемы функционирования индийского государства в условиях современного этапа глобализации (в 1980-90-х гг. - начале XXI-го века)

§1. Политическое развитие крупнейшей в мире парламентской демократии в новейшее время

Государственное устройство Республики Индия представляет собой парламентскую демократию, основанную на всеобщем избирательном праве граждан, достигших совершеннолетия (18 лет) Юрлов Ф.История Индии. XX век. Институт востоковедения РАН. М.2010. С.142.. За годы независимого развития к началу XXI в. граждане Индии принимали участие в 13 всеобщих выборах в нижнюю палату индийского парламента - один раз в пять лет, а также и в других важных политических событиях. В результате этого многими из них был накоплен достаточно большой опыт участия в электоральных кампаниях и иных акциях политического характера. Если в первых всеобщих выборах в Индии в 1952 г. приняло участие 45,7% всего электората, то в последующих всеиндийских избирательных кампаниях в среднем участвовало уже от 50 до 65% зарегистрированных избирателей Там же. С.143..

Выборы в Индии всегда представляют собой своеобразное общенациональное массовое демократическое действо. Они уже давно воплощают в себе демократическую традицию индийской политической культуры. Численность индийского электората является одной из самых больших в мире. За последние десять лет он увеличился с зарегистрированных 514 млн до 620 млн избирателей Там же. С.143.. В общенациональных электоральных кампаниях 90-х гг. XX в. в Индии в среднем участвовало около 60% потенциальных избирателей Там же. С.144..

Основу индийской политики составляют интересы многочисленных и многообразных социальных и этнических групп как традиционного, так современного толка, различных общественно-политических организаций. Однако официальное участие в выборах в Индии разрешено принимать именно зарегистрированным политическим партиям, которые интегрируют интересы соответствующих групп и объединений

Для современной Индии характерна многопартийно-коалиционная система власти, в которой время от времени одна широкая правящая партийная коалиция сменяется другой. При этом их широкий характер предполагает наличие сходных и преемственных моментов в государственной политике.

Одной из ведущих национальных партий и оппонентом Индийского национального конгресса (И) с середины 1990-х гг. стала Бхаратия джаната парти (БДП). Была образована в 1980 г. в результате раскола в коалиционной Джаната парти, испытывала влияние религиозно-общинной партии Бхаратия джан сангх, индусской шовинистической организации Раштрия севак сангх. Затем стала выступать с общенациональных позиций, делая акцент на индийский (индусский) патриотизм, культурно-религиозный национализм. Это дало ей возможность значительно расширить свою социальную базу, получить поддержку ряда каст и некоторых религиозных меньшинств. Коалиционная Бхаратия джаната парти пользуется влиянием в штатах хиндиязычного пояса, преимущественно высших и средних кастПолонская Л.Р. Религия в политической культуре Индии // Индия: религия и политика в общественном сознании / отв. ред. Б.И. Клюев, А.Д. Литман]. М.: Наука, 1991. С. 9-10.. Между ИНК (И) и БДП существуют, разумеется, определенные различия, но нередко они как бы уравновешиваются широким коалиционным характером этих организаций и общностью проблем, стоящих перед страной. Бхаратия джаната парти широко использует различные аспекты индуистской религии в политике. За нее голосует значительное число представителей различных социальных групп и каст, ориентирующихся на религиозные ценности индуизма и видящие в ней выразителя своих интересов.

Наряду с ведущими национальными коалиционными партиями ИНК (И), БДП и другими определенную роль в индийской политике и ее политической культуре играет традиционный организованный левый партийный спектр. Он обычно представлен главным образом двумя партиями - Коммунистической партией Индии (КПИ), созданной в 1925 г., и вышедшей из ее рядов в результате раскола 1964 г. КПИ (марксистской) - КПИ (М).

В условиях современного противоречивого развития, столкновения различных ценностных ориентации в общественном сознании Индии, как и ряда других восточных стран, усиливается тенденция обращения к фундаментализму возрожденческим политико-религиозным течениям. Сторонники подобного религиозно-политического обновления настаивают на том, что их мир должен подняться до высоты изначальных принципов, провозглашенных много веков назадМезенцева О. В. Роль индуизма в идеологической борьбе в современной Индии. М., 1985. С. 152..

В индуизме - ко времени создания ранних Вед, в буддизме - к периоду существования ранних государств, правления царя Ашоки и др. Фундаменталистские варианты религии, культуры и политики дают массовому сознанию противоречивые духовные ориентацииТам же. С. 206..

В этом случае нормы группового солидаризма расширяются до рамок единства всех членов религиозной (конфессиональной) общины, сплоченной вокруг религиозного лидера. Выразителями этих течений являются коммуналистские политические организации типа Шив сена и другие, открыто выступающие за индуизацию страны, ее политики, властных структур, дискриминацию представителей иных религий и использование для достижения этих целей весьма радикальных средств. Шив сена, Вишва хинду паришад и другие религиозно-шовинистические и националистические организации выступают за приоритетные права отдельных наций и религий, отличаются нетерпимостью к иноверцам, провоцируют межобщинные, межрелигиозные столкновения в Индии, жертвами которых ежегодно становятся тысячи человек. От рук религиозно-националистических фанатиков-террористов погибли: премьер- министр Индии Индира Ганди (в 1984 г.), ее сын - премьер-министр Индии Раджив Ганди в 1990 г. и др Клюев Б.И. Религия и конфликт в Индии. М.: ИВ РАН, 2002. С. 91..

В условиях Индии для избирателя существенное значение имеет харизма того или иного кандидата, а также умение выделить свой интерес в политике. Избиратель обращает внимание на интересы своей общины, касты и собственную выгоду. На первом месте в Индии, особенно в рамках штата, стоят интересы касты, семьи. Именно каста (кастовая традиция) - самый существенный фактор для обычного избирателя. Далее следуют интересы регионального сообщества. И, наконец, обращается внимание на общенациональные задачи. В определенных условиях просвещенный индиец, разумеется, может выйти за пределы местных интересов, осознавая себя прежде всего гражданином Индийского союза.

В ряде городов Индии создаются предпосылки для формирования элементов гражданского общества и его избирательной политической культуры. Особенностью индийского местного управления является наличие традиционной системы панчаятов (предусмотренных ст. 40 конституции Индии) Конституция Индии 1949г. [Электронный ресурс] - режим доступа - http://www.advocatekhoj.com/library/bareacts/constitutionofindia/index.php?Title=ConstitutionofIndia,1949. Дата доступа 13.04.2015.. Эта древняя историческая система в видоизмененной форме сохраняет традиции общинного самоуправления индийской деревни. В компетенцию избираемых панчаятов входит решение вопросов сельского хозяйства, здравоохранения, санитарного состояния, благоустройства территории. В зависимости от уровня территориального деления различают деревенские панчаяты, далее следуют панчаяты административных районов(талук) - панчаят самити и, наконец, панчаяты административных округов - зила паришад Клюев Б.И. Религия и конфликт в Индии. М.: ИВ РАН, 2002. С. 91.. Деревенский панчаят обычно представлен собранием жителей деревни, исполнительным комитетом панчаята и судебным панчаятом (либо деревенским судьей) Индия: страна и ее регионы. М., 2000 С.63..

При всех очевидных недостатках индийская политическая система обеспечивает необходимый культурно-политический диалог между различными частями индийского сообщества, способствует его интеграции, стабильности, в известной мере предохраняет от глубоких социальных потрясений. Политическая культура Индии, нацеливая индивида на идентификацию с определенной группой, содействует выражению и отстаиванию его интересов, участию в борьбе за необходимые властные ресурсы.

Политическая культура Индии - это сложносоставной феномен политических культур различных регионов, соответствующих социальных, национально-этнических и культурно-религиозных общностей в федеративной стране. Соответственно, такая культура имеет фрагментированный характер.

Ценности индийской политической культуры представляют собой сложный комплекс индо-буддийских принципов толерантности в политике, идей гандизма, современного рационализма и т.д. В зависимости от характера ее носителей на первое место выходят те или иные политико-культурные ценности. Высоко ценятся такие ценности политической культуры, как способность к самопожертвованию (голодовки, отказ от излишеств и т.д.), использование индуистских идей и другие Глушкова И.П. Боги здесь и сейчас: индусская мифология как инструмент создания североиндийской идентичности / Южная Азия: конфликты и компромиссы. М., 2004. С. 123..

Целесообразно различать политическую культуру разных этнических и религиозных общностей, культуру индуистского (или исламского) традиционализма, экстремистских группировок, а также горожан и сельских жителей, современной молодежи (студенческой) и пожилых людей.

Десятки миллионов людей в Индии малограмотны (или неграмотны), слабо информированы о политике. В силу этого в ряде штатов участие в политике носит ангажированный характер, направляется властями. В острых ситуациях политическое участие нередко приобретает массово-религиозный характер, в котором существенную роль играют религиозно-политические лидеры Полонская Л.Р. Религия в политической культуре Индии // Индия: религия и политика в общественном сознании / отв. ред. Б.И. Клюев, А.Д. Литман]. М.: Наука, 1991. С. 40-42..

Для многих политических лидеров Индии характерна высокая культура политического управления и деятельности, что объясняется как их прекрасным образованием (полученным обычно и в Индии, и в Великобритании), так и умевшем ориентироваться на национальные ценности и идеалы, гармонически приспосабливая их к требованиям современной эпохи. Независимо от характера правящей партии и личности лидеров независимая Индия вот уже более 50 лет проводит традиционно дружественную политику по отношению к Российской Федерации.

В целом политическая культура Индии имманентно влияет на дальнейшее развитие политической системы, функционирование парламентской демократии и политическое управление страной, способствуя адаптации институтов индийского общества к вызовам времени.

парламентский демократия индийский глобализация